Опера Антона Рубинштейна «Демон»

12.01.2011 в 16:10.
Врубель. «Демон»

Опера русского композитора Рубинштейна (1875, Петербург), в 3 действиях. Либретто П. Висковатого по одноименной поэме М. Ю. Лермонтова.

Главные персонажи: Демон (баритон), Тамара (сопрано), Гудал (бас), Синодал (тенон), Ангел (меццо-сопрано).

1 действие

Грузия. В горах Кавказа свирепствует буря, вызванная Демоном, изгнанником рая, ненавидящим весь мир. Ангел уговаривает Демона покаяться, но Демон не хочет мириться с небом. Внизу, в долине на живописном берегу Арагвы, замок князя Гудала. Демон с волнением видит его дочь Тамару, красавицу, идущую по воду. Таинственный страх охватывает Тамару, подружки пытаются отвлечь ее, напоминая о предстоящей свадьбе с князем Синодалом. Загадочное виденье чудится ей. Кто-то зовет ее в "надзвездные края", обещая вечность. Также неожиданно все исчезает. А в это время богатый караван движется по горным дорогам - это князь Синодал спешит к своей невесте. Близится ночь, караван останавливается на ночлег. Старый слуга советует князю помолиться в расположенной неподалеку на скале часовне - это убережет путников от несчастья, но Синодал весь в мыслях о Тамаре и пренебрегает советом. Все засыпают. Черная тень склоняется над Синодалом, это Демон разглядывает соперника. Он знает, что недолго осталось ему спать. Неожиданно нагрянувшие татары грабят караван, убивают путников. Смертельно раненный Синодал в последние минуты видит перед собой безмолвный призрак.

2 действие

В замке, тем временем, ни о чем не ведая, готовятся к торжественной встрече жениха Тамары. Царит веселье, прибывший гонец сообщает, что задержавшийся князь прибудет в полдень. Тамара грустна, она думает о странном видении. Неожиданно слышны плач и крики, в зал вносят бездыханного жениха. Все скорбно обращаются к небу, и снова Тамаре кажется, что кто-то зовет ее. "Кто ты?" — спрашивает она, но не получает ответа. Неизвестный обещает ей вернуться ночью. В смятении Тамара просит отца отпустить ее в монастырь.

3 действие

Любовь к Тамаре изменила Демона. Он полон решимости идти в монастырь, чтобы быть вместе с возлюбленной. Ему не страшна святая обитель, хотя ангел и пытается его остановить. Келья Тамары. Она не нашла здесь желанного покоя. Все тот же образ преследует ее. И вот он здесь. Демон рассказывает ей всю правду о себе и о том, как он преобразился, узнав Тамару. Страстные речи покоряют Тамару и, хотя звон утренних колоколов вновь сеет сомнения в ее душе, девушка уступает. Демон целует Тамару, и... она падает мертвой.

Ангел возвещает, что Тамара любовью и страданиями искупила свои сомнения и ей открыта дорога в рай, Демону же нет прощенья. Демон проклинает весь мир, а Тамару ангелы возносят на небеса.

Опера «Демон» — значительное явление в истории русской музыки. Встреченная сначала сдержанно, в дальнейшем она получила заслуженную оценку критики и публики, обойдя ведущие сцены мира. В опере сильно лирическое начало, в ней много красивых мелодий и арий (На воздушном океане, Не плачь, дитя и ряд др.), ее стилистика во многом созвучна творчеству Чайковского. Однако заметные слабости (слащавость мелодики, ряд драматургически неудачных эпизодов) не позволили ей занять выдающееся место в русской культуре.

Значительную роль в истории оперы сыграл Шаляпин, исполнявший заглавную роль на протяжении многих лет. Среди постановок последних лет отметим спектакль 1997 в Брегенце (дир. Федосеев, Демон — Э.Силиньш).

Дискография: Грампластинка — Мелодия. Дир. Мелик-Пашаев, Демон (Ал. Иванов), Тамара (Талахадзе), Синодал (Козловский).

Е. Цодоков


Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» — с ее романтической идеей благородного бунтарства, сюжетом о возвышенной любви и кавказскими пейзажами — не раз привлекала внимание композиторов. Б. Фитингоф-Шель написал на сюжет поэмы оперу «Тамара», П. Бларамберг — музыкальные картины, Э. Направник — одноименную симфоническую поэму, но самым известным музыкальным воплощением лермонтовского произведения стала опера А. Г. Рубинштейна. Композитор задумал оперу «Демон» в 1871 году, но не сразу ему удалось найти поэта, который создал бы либретто. Он пытался сотрудничать с А. Майковым, затем — с Я. Полонским, но эти попытки оказались неудачными. Потом Н. Рубинштейн привлек к работе над либретто историка литературы П. А. Висковатова — он прекрасно знал биографию и творчество М. Ю. Лермонтова, но поэтическим даром наделен не был. Кроме того, либреттист и композитор разошлись во взглядах на оперную драматургию, в процессе работы между ними возникли разногласия, а затем и конфликт. А. Г. Рубинштейн сам переработал либретто, созданное П. А. Висковатовым.

Опера «Демон» отличается от литературного первоисточника по своему образному строю — в ней в значительной степени утрачен мятежный дух лермонтовской поэмы, Демон М. Ю. Лермонтова — в первую очередь бунтарь, Демон А. Г. Рубинштейна — скорее лирический герой. Единственное, что напоминает о его сущности богоборца — монолог «Проклятый мир…» в прологе, имеющий речитативную природу и мало связанный с последующей музыкальной характеристикой героя.

Преобладание лирической линии определило интонационный склад оперы — мелодии по своей природе близки к жанру романса (одна из арий Демона даже прямо названа романсом). В определенной степени это связано и с тем, что А. Г. Рубинштейн обладал мелодическим даром, но искусством речитатива владел в меньшей степени — поэтому речитативное начало в произведении играет несравненно меньшую роль, чем кантиленные мелодии. Они поражают своей красотой, очень легко запоминаются. Достоинствами этих мелодий искупаются даже некоторые недостатки произведения — например, недостаточная выразительность речитативов или неубедительность финала оперы. Среди лирических сцен оперы особая роль принадлежит сценам диалогическим — именно они играют главную роль в драматургии оперы «Демон», преодолевая замкнутость номерной структуры.

Драма лирических героев оперы «Демон» предстает на колоритном фоне. Место действия — Кавказ — позволило воссоздать в музыке оперы восточный колорит. По воспоминаниям П. А. Висковатова, во время работы над либретто А. Г. Рубинштейн показывал ему мелодии народных песен — грузинских и кавказских. Эта музыкальная стихия сполна воплотилась во многих сценах оперы: шествие каравана, хор девушек «Ходим мы к Арагве светлой», на фоне которого беззаботно разливаются колоратуры Тамары, исполненное лирического чувства ариозо Синодала «Обернувшись соколом», и в особенности — в танцах во втором акте («После Лезгинки в „Руслане“ и Нубийской пляски в „Троянцах“ Г. Берлиоза я лучших восточных танцев не знаю», — говорил об этих танцах Ц. Кюи).

Опера «Демон» была написана А. Г. Рубинштейном достаточно быстро — всего за три месяца — настолько захватил композитора этих сюжет. Но ждать постановки пришлось долго: автор представил партитуру в дирекцию Мариинского театра в 1871 году, но премьера оперы «Демон» состоялась лишь в январе 1875 года. Произведение не было благосклонно принято критикой — лишь немногие отзывались о нем положительно, и одним из таких критиков был Г. Ларош. Он был убежден, что опера непременно встретит у публики сочувственный отклик, поскольку «Рубинштейн обращается к массе, говорит языком понятным и простым». Действительно, опера нашла путь к сердцам слушателей. А. Г. Рубинштейном создано немало опер в разных жанрах — комические оперы «Попугай» и «Среди разбойников», историческая «Куликовская битва», большая опера «Нерон», лирическая «Фераморс» — но все эти произведения ныне забыты (лишь «Эпиталаму» из оперы «Нерон» певцы-баритоны часто включают в концертные программы) — и только лирическая опера «Демон» прочно заняла место в репертуаре и завоевала любовь публики.

Новой — и неожиданной — страницей в сценической судьбе оперы «Демон» стало исполнение заглавной партии Ф. Шаляпиным. Певец словно «вернул» оперу к ее литературному первоисточнику, взяв в своей интерпретации курс не на лирическое начало, а на идею богоборчества, «вызова небу». К такой трактовке оперы «Демон» располагала историческая обстановка: Ф. И. Шаляпин исполнял партию Демона незадолго до революции 1905 года — и герой выглядел подлинным «вождем небесных революций» («Не хватает только, чтобы Демон разбрасывал прокламации «Долой самодержавие», — заметил один критик)… Впрочем, продолжения такая интерпретация образа не получила — она не находила опоры в музыке А. Г. Рубинштейна. Его «Демон» все-таки остается образцом лирической оперы.

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова