Степан Давыдов (Stepan Davydov)
15.12.2010 в 20:58.Русский композитор, дирижер, один из выдающихся музыкантов эпохи Отечественной войны 1812 г. Родился в 1777 г. на Украине. Образование получил в Придворной певческой капелле в Петербурге у Дж. Сарти. В 1800—1810-х гг. работал капельмейстером и педагогом театральной школы в Большом театре в Петербурге. Переехав в Москву в 1814 г., стал капельмейстером и учителем музыки в московских придворных театрах и в театре Шереметева.
С. И. Давыдов работал в разных жанрах, но больше всего интересовался музыкальным театром. В 1800—1830-х гг. его произведения были широко представлены на сценах столичных театров. Давыдов — автор первой русской «волшебной оперы» — «Русалка» («Днепровская русалка»), пользовавшейся большой популярностью, в которой создал и первые в русской музыке образцы романтической оркестровой пейзажной звукописи. Музыка Давыдова часто звучала на торжественных концертах, посвященных крупным историческим событиям. Рожденная героической эпохой, она была по-особому близка героям и участникам Отечественной войны 1812 г. Знаменитые московские гулянья в Сокольниках, под Новинском, на Воробьевых горах, в Марьиной роще послужили основой для давыдовских дивертисментов, музыка которых в значительной части основывалась на народно-песенном материале.
Давыдов оставил обширное творческое наследие. Среди его сочинений три части оперной тетралогии «Днепровская русалка» (с балетными сценами, поставленными И. И. Вальберхом, 1803, 1805, 1807), комическая одноактная опера «Лукашка, или Святочный вечер» (1816); балеты «Увенчанная благость» (на День коронации Александра I, 1801), «Жертвоприношение благодарности» (аллегорический балет на День тезоименитства Александра I, 1802) и «Граф Кастелли, или Преступный брат» («трагический балет», совместно с Дж. Сарти и В. Мартин-и-Солером, 1804), а также множество балетов-дивертисментов, среди которых «Русский деревенский праздник» («интермедия-дивертисмент с хорами и плясками», 1812), «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (1815), «Гулянье на Воробьевых горах» (совместно с Д. Н. Кашиным и И. Керцелли, 1815), «Филатка с Федорой у качелей под Новинском» (1815), «Торжество россиян, или Бивак под Красным» («Торжество победы», 1816), «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816), «Свадебный сговор при возвращении ратников на родину» (1317), «Цыганский табор» (1819), «Смотр невест, или Деревенские святки» (1821), «Праздник колонистов близ столицы» (1821), «Праздник жатвы» (1823), «Русские в Германии, или Вечер на ярмарке» (совместно с К. А. Кавосом, 1823), «Праздник на Пресненских прудах» (1824) и др.
Давыдовым написаны также шесть духовных концертов, литургия и другие произведения для церкви, кантаты «Приношение русскому народу», «Песнь русским воинам на возвращение в Отечество» и др., музыка к «историческому представлению» «Жан Калейский, или Мореходец и принцесса Португальская» (1819) и к «трагедиям на музыке», воплощавшим масштабные этические и философские темы: «Сумбека, или Падение Казанского царства» С. Н. Глинки (1807), «Ирод и Мариамна» Г. Р. Державина (1808), «Электра и Орест» А. Н. Грузинцева (1809), «Амбоар и Оренгцеб, или Нашествие монголов» П. А. Корсакова (1814), а также, предположительно, «Дмитрий Донской» В. А. Озерова (1807).
Умер Степан Иванович Давыдов 10 (22) мая 1825 г. в Москве.
Произведения
- Граф Кастелли, или Преступный брат (Давыдов) (belcanto.ru) (25.07.2011 в 11:00)