Альберт Коутс (Albert Coates)
14.12.2010 в 21:21.На протяжении нескольких десятилетий этот артист был своего рода посредником, связующим звеном между английской и русской музыкой. Сын англичанина и русской, он родился в Петербурге и с детства воспитывался в атмосфере любви к искусству своей родины — России. Среди первых впечатлений юного Коутса есть одно, запомнившееся на всю жизнь: «У моих родителей был вечер, пришли гости. Мы играли в детские игры, но вдруг я почувствовал усталость, и мне это надоело. Я ушел в маленькую комнату, где стоял рояль, и стал играть, импровизируя на какую-то тему. Только я начал, как дверь открылась и господин средних лет вошел и спросил меня, что это я играю. Я сказал ему, что могу перестать, после чего незнакомец пересек комнату, сел рядом со мной и просил меня продолжать. Я так и сделал, а он внимательно слушал. Когда он вышел, я спросил мать, кто это. «Как? — воскликнула она.— Это же великий композитор Чайковский!»... Пять лет спустя одиннадцатилетний Коутс в день похорон Чайковского прошел весь путь траурной процессии...
В двенадцать лет родители отправили Альберта в Англию для продолжения образования. Он все серьезнее занимается музыкой вместе со старшим братом, но неожиданная смерть последнего заставила его надолго прекратить занятия. И лишь четыре года спустя он узнал, что брат завещал ему посвятить себя музыке. Тогда Коутс отправился в Лейпцигскую консерваторию, где стал учеником Артура Никиша, а вскоре и его ассистентом в оркестре «Гевандхауз». Когда Никишу пришлось как-то уехать в Берлин, Коутс провел за него спектакль («Сказки Гофмана» Оффенбаха), затем все чаще дирижировал самостоятельно в концертах и оперном театре, и в 1906 году по рекомендации Никиша он был назначен главным дирижером оперы в Эльберфельде.
Уже тогда в его репертуаре было около сорока опер и много симфонических произведений. В последующие годы Коутс дирижировал в Дрездене, Мангейме, а с 1910 по 1919 год работал в Петербурге, в Мариинском театре (после Октябрьской революции — Государственном академическом театре оперы и балета). Среди опер, шедших здесь под его управлением,— «Борис Годунов» в постановке В. Мейерхольда, «Хованщина» в постановке Ф. Шаляпина, «Орестея» Танеева, «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.
Одновременно начинается и гастрольная деятельность Коутса. В 1913 году он дебютировал в Лондоне, а шесть лет спустя по приглашению Томаса Бичема переехал в Англию и стал одним из руководителей театра «Ковент-Гарден», постоянным дирижером Лондонского симфонического и Королевского филармонического оркестров. В эти годы Коутс выдвинулся в число ведущих музыкантов Великобритании, пользовался огромной популярностью и за ее пределами. Он был первым английским дирижером, выступавшим в лучших оперных театрах Италии и в Париже, постоянно гастролировал в США, в Вене, Стокгольме, Барселоне... И повсюду Коутс включал в свои программы произведения русской музыки, ставил русские оперы. Широким признанием пользовался он и как исполнитель Вагнера.
В тридцатые годы Коутс неоднократно бывал в нашей стране, проявляя большой интерес к советской музыке, стал первым исполнителем нескольких советских симфоний. В репертуаре Коутса были произведения Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского, Щербачева и многих других советских авторов. Наша критика высоко отзывалась о мастерстве артиста. «В ряду европейских дирижеров Коутс по праву занимает одно из первых мест,— писал критик А. Громан. — Высокая музыкальная культура, безукоризненный художественный вкус, тонкое чувство стиля, изумительное знание оркестра, умение довести до слушателя каждую ноту партитуры — неоспоримые достоинства этого выдающегося мастера».
Вместе с тем не все одинаково удавалось Коутсу. Героическое начало было менее близко ему, чем музыка лирического плана; своих высших достижений артист достигал не на симфонической эстраде, а в театре. Побывав на репетиции Коутса, английский критик писал: «Когда он вводит оркестр в глубину произведения, каждый момент задачи наполняется жизнью и становится интересным. Видеть его, стоящим за пультом, без пиджака, с засученными рукавами, целиком отдающим всю свою физическую и духовную энергию работе и лишенным какой-либо экстравагантности — значит в высокой степени поддаваться его влиянию, магнетизму и силе, которые необходимы современному дирижеру».
Последние годы жизни Коутс провел в Южной Африке, руководил оркестром Йоханнесбурга, но уже не вел широкой гастрольной деятельности. Однако его искусство сохранили для нас записанные им еще в тридцатые годы на пластинки произведения Вагнера, Римского-Корсакова, Рихарда Штрауса, Рахманинова. Коутс был также незаурядным композитором: среди его сочинений оперы «Самуэль Пепуш» и «Пиквик», а также симфоническая поэма «Орел», посвященная Никишу.
Л. Григорьев, Я. Платек