Клавесин

12.01.2011 в 19:26.
Клавесин

Клавесин вошел в историю отнюдь не только как предок великого рояля, но и как весьма новаторский потомок цимбал. Французское слово клавесин происходит от позднелатинского clavicymbalum. Потому, кстати, у итальянцев клавесин называется чембало. Поскольку цимбалы в свою очередь произошли от псалтериума — древнейшего еврейско-арабо-персидского инструмента, прототипа гуслей, — то и он считается предком клавесина, этого клавишно-струнного щипкового инструмента. Недаром в России в XVIII веке на гуслях нередко играли клавесинные произведения.

Струны клавесина защипывались вороньим пером. Поэтому звук был средней громкости и всегда одинаковый. Корпус инструмента часто отделывался богатой инкрустацией.

Уступив фортепиано ведущее место, клавесин не ушел со сцены (в переносном и в буквальном смысле слова), потому что за время своего бытования успел послужить поводом для создания огромного количества высококлассной музыки. Целые школы клавесинистов: английских (У. Бёрд, Дж. Булл — их чаще называют вёрджиналистами, ибо в Англии клавесин назывался вёрджинал или арпсихорд); итальянских (крупнейший композитор Д. Скарлатти); французских (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ж. Шамбоньер) — создали очень большой, разнообразный и до сих пор не потерявший художественного значения репертуар. Поэтому сейчас, пусть в очень малом количестве, но производятся клавесины, а некоторые пианисты осваивают технику клавесинной игры; проходят концерты, выпускаются пластинки. Нередко клавесин участвует и в исполнении старинной ансамблевой музыки.

М. Г. Рыцарева

Публикации

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова