Шопен. Ноктюрны

Nocturnes

08.08.2014 в 21:38.
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

При жизни Фридерика Шопена из всех его произведений наибольшей известностью пользовались ноктюрны – их популярность была сопоставима только с любовью к его вальсам. Первый ноктюрн Шопен создал еще в юности, большая часть произведений в этом жанре относятся к 1830-м гг. и началу 1840-х.

Слово «ноктюрн» означает «ночной». Первоначально так именовалась часть католического богослужения, совершаемого между полночью и рассветом, в XVIII в. ноктюрн превратился в камерно-инструментальное произведение, исполняемое на открытом воздухе, подобно серенаде. Создателем ноктюрна в современном понимании – лирической фортепианной миниатюры, воплощающей романтический образ ночи с ее таинственной красотой и грезами – считается Джон Фильд, ирландский композитор, живший и творивший в России. Работали в этом жанре Мария Шимановская, Войтех Йировец. Но подлинный расцвет ноктюрна связан с творчеством Фредерика Шопена.

Жанр ноктюрна у Шопена прошел большой путь развития – от пьес, близких к традициям Фильда, до произведений, «перерастающих» жанровые возможности ноктюрна как такового. Тем не менее, при всем разнообразии шопеновских ноктюрнов, в них можно выделить некоторые общие черты, составляющие характерные особенности жанра. Прежде всего, это кантиленная мелодия, всегда отделенная от фактуры сопровождения, подчеркнуто противопоставленная ему, как это бывает в опере. Перекликается с итальянской оперной кантиленой и мелодический склад шопеновских ноктюрнов. Будучи средоточием лирики, шопеновские ноктюрны, тем не менее, демонстрируют связь с конкретными жанрами – во многих эпизодах возникают черты романса или хорала, гимнические интонации или маршевый ритм. Впрочем, мелодия ноктюрна никогда не приобретает у Шопена полную жанровую определенность, тем более, не демонстрирует непосредственной связи с тем или иным бытовым жанром – она словно возвышается над повседневностью. Свободно льющиеся мелодии, словно «пропеваемые» человеческим голосом, в процессе развития украшаются изящными, точно выписанными мелизмами.

Но если применительно к мелодиям можно говорить о родстве с оперной кантиленой, то фактура аккомпанемента не имеет ничего общего с оркестровым стилем, она имеет «фортепиано-обертоновую» основу. На основе одного басового звука, выдержанного на педали, широкими волнами разливаются гармонические фигурации, создавая впечатление непрерывно длящегося «поющего» фона – композитор как будто преодолевает природу фортепиано с его ударностью звукоизвлечения.

Всем ноктюрнам Шопена присущ медленный темп, подчеркивающий их созерцательно-лирический характер. Большинство ноктюрнов написано в трехчастной форме с контрастными разделами.

Хотя шопеновские ноктюрны имеют общие черты, облик каждой из пьес индивидуален. Можно выделить некоторые разновидности. Некоторые ноктюрны – в особенности ранние (ми-бемоль минорный, ми-бемоль мажорный) – ближе всего к традициям Фильда: единство музыкального образа, разделы формы не столько противопоставляются, сколько оттеняют друг друга, контрастируя очень мягко, очевидна опора на интонации бытового романса. Впрочем, от фильдовских ноктюрнов эти пьесы отличаются большей психологической глубиной, развитие их элегических мелодий не лишено драматизма.

В других ноктюрнах форма основывается на сопоставлении контрастных образов, благодаря чему образное содержание пьес становится более сложным, приобретая больший драматизм. Таковы си-мажорный, фа-мажорный и фа-диез минорный ноктюрны: мягкая кантилена крайних разделов сопоставляется с бурной подвижностью среднего. Но и тип контрастности, и сам облик этих ноктюрнов различается. Удивительно «прозрачной» выглядит фактура фа-мажорного ноктюрна благодаря проведению мелодии в высоком регистре. Один из средних голосов вторит ей, создавая впечатление «дуэта». Неразрешенный диссонанс в конце первого раздела создает «предгрозовую атмосферу» – и «гроза» разражается в среднем разделе, в его стремительном движении, в которое вовлекаются элементы мелодии первого раздела, полностью повторяемого в репризе. Более сложен по форме фа-диез-минорный ноктюрн: мелодия, излагаемая в насыщенном тембре среднего регистра, постепенно драматизируется благодаря хроматизмам, и средний раздел выглядит естественным продолжением этого процесса. Вместе с тем, он контрастирует первому: ровность ритмического движения сменяется синкопами и полиритмией.

Соль-минорный ноктюрн по образному богатству сопоставим с сонатной экспозицией. Но наиболее сложной является форма до-минорного ноктюрна, «перерастающего» границы жанра и приближающегося к драматической поэме. В мерной четырехдольности первого раздела возникают черты похоронного марша, мелодия сочетает песенность с речитативными интонациями. Начиная со второго проведения, мелодия варьируется, приобретая все больший трагический пафос. В репризе первого раздела проводится лишь одно предложение темы, но расширенное. Средний раздел сложной трехчастной формы – мажорный – с его аккордовой фактурой и плагальностью выглядит величаво-торжественным, но движение удвоенными октавами вносит оттенок тревожности. В динамизированной репризе маршевая поступь заменяется беспокойным триольным сопровождением.

В творчестве Шопена полностью раскрылись возможности такого жанра, как ноктюрн. Разнообразие пьес простирается вплоть до той грани, которая отделяет миниатюру от крупной формы, но композитор никогда не переходит ее в ноктюрнах.

Словарные статьи

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова