Зденек Халабала (Zdeněk Chalabala)
15.04.2011 в 14:21.«Другом русской музыки» называли Халабалу его соотечественники. И действительно, где бы ни работал артист за долгие годы своей дирижерской деятельности, в центре его внимания всегда наряду с чешской и словацкой музыкой была и русская.
Халабала был прирожденным оперным дирижером. Он пришел в театр в 1924 году и впервые встал за пульт в небольшом городке Угрешски-Градиште. Выпускник Брненской консерватории, воспитанник Л. Яначека и Ф. Неймана, он очень быстро проявил свои способности, дирижируя как в театре, так и в концертах основанной при его участии Словацкой филармонии. С 1925 года он начал работать в Брненском народном театре, главным дирижером которого стал впоследствии.
К этому времени определился не только творческий почерк дирижера, но и направление его деятельности: он ставит в Брно оперы Дворжака и Фибиха, энергично пропагандирует творчество Л. Яначека, обращается к музыке современных композиторов — Новака, Фёрстера, Э. Шульгофа, Б. Мартину, к русской классике («Снегурочка», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина», «Царская невеста», «Китеж»). Большую роль сыграла в его судьбе встреча с Шаляпиным, которого дирижер называет одним из своих «настоящих учителей»: в 1931 году русский певец гастролировал в Брно, исполняя партию Бориса.
В последующее десятилетие, работая совместно с В. Талихом в Пражском Национальном театре, Халабала руководствуется теми же принципами. Наряду с чешской и русской классикой им были поставлены оперы Б. Вомачки, М. Крейчи, И. Зелинки, Ф. Шкроупа.
Расцвет деятельности Халабалы наступил в послевоенный период. Он был главным дирижером крупнейших театров Чехословакии — в Остраве (1945—1947), Брно (1949—1952), Братиславе (1952—1953) и, наконец, с 1953 года до конца жизни возглавлял Национальный театр в Праге. Блестящие постановки отечественной и русской классики, таких современных опер, как «Святоплук» Сухоня и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, принесли Халабале заслуженное признание.
Дирижер неоднократно выступал за рубежом — в Югославии, Польше, ГДР, Италии. В 1Э55 году с Пражским Национальным театром он впервые побывал в СССР, дирижируя «Проданной невестой» Сметаны и «Русалкой» Дворжака. А спустя два года гастролировал в московском Большом театре, где участвовал в постановке «Бориса Годунова», «Укрощения строптивой» Шебалина, «Её падчерицы» Яначека и в Ленинграде —«Русалки» Дворжака. Спектакли, шедшие под его управлением, московская печать назвала «значительным событием в музыкальной жизни»; критики высоко оценили работу «поистине тонкого и чуткого художника», который «покорил слушателей убедительностью интерпретации».
Лучшие черты таланта Халабалы — глубина и тонкость, широкий размах, масштабность концепций — нашли свое отражение и в оставленных им записях, среди которых оперы «Водоворот» Сухоня, «Шарка» Фибиха, «Черт и Кача» Дворжака и другие, а также сделанная в СССР запись оперы В. Шебалина «Укрощение строптивой».
Л. Григорьев, Я. Платек