Пабло Казальс (Pablo Casals)
01.04.2011 в 20:14.Испанский виолончелист, дирижер, композитор, один из самых ярких виолончелистов-виртуозов 20 в. Казальс родился 29 декабря 1876 в Вендреле, маленьком городке в Каталонии, к юго-западу от Барселоны. Первые уроки музыки получил у отца, органиста и педагога. К 12 годам мальчик уже овладел несколькими инструментами. В 1888 он начал заниматься на виолончели у Х.Гарсиа в Муниципальной консерватории Барселоны и продолжил образование (в том числе и как композитор) в Мадриде, Брюсселе и Париже. В 1897 Казальс сменил Гарсиа на посту профессора по классу виолончели в Муниципальной консерватории. В 1899 известный парижский дирижер Ш.Ламурё представил публике многообещающего испанского виртуоза — так начался путь Казальса-солиста. В начале 1900-х годов он много гастролировал в Европе и США, и его техническое мастерство, яркий темперамент получили повсеместное признание. В 1904 Казальс вместе с пианистом Альфредом Корто и скрипачем Жаком Тибо создал превосходное трио.
Казальс всегда тяготел к дирижированию, считая его главным делом своей жизни. В 1920 он организовал и возглавил оркестр «Пау Казальс» и создал «Рабочее концертное общество» в Барселоне. Он выступал с такими оркестрами, как Нью-Йоркский симфонический, Венский филармонический, Лондонский симфонический, парижские оркестры Ламурё и Колонна.
После гражданской войны в Испании (1936–1939) Казальс отказался признать франкистский режим и выразил свой протест тем, что многие годы не выступал в родной стране. В 1939 он покинул Испанию и на время обосновался во Франции. В 1950 он начал проводить ежегодные музыкальные фестивали. В 1956 Казальс переселился в Пуэрто-Рико, где учредил в Сан-Хуано еще один фестиваль. Музыкальный мир почтил Казальса в 1973, когда сто виолончелистов собрались в Нью-Йорке для исполнения пьесы Казальса «Сардана» (Sardana) под управлением автора.
Казальса часто называют величайшим виолончелистом нашего времени. Он вернул к жизни ряд прекрасных произведений 18 и 19 вв. и разработал новые приемы аппликатуры и смычковой техники. Казальс был также отличным пианистом. Сочинял он преимущественно для струнных инструментов, а также для оркестра и хора. В 1945, вручая Казальсу орден Почетного легиона II степени, Ж.Бидо сказал, обращаясь к музыканту: «Вы — один из голосов мировой совести». Умер Казальс в Рио-Пьедрас (Пуэрто-Рико) 22 октября 1973.
Энциклопедия Кругосвет
Интересные факты
1. казальс-защитник
Однажды перед концертом, в котором Пабло Казальс должен был играть с оркестром Концерт Дворжака, дирижер оркестра вдруг стал плохо отзываться о музыке композитора. Казальс страшно возмутился.
- Если вы так мрачно смотрите на это произведение, то я, пожалуй, отказываюсь участвовать в коллективном поругании этого прекрасного композитора! - строго сказал Казальс дирижеру и демонстративно покинул зал.
Концерт не состоялся. На следующий день знаменитому виолончелисту была вручена повестка в суд. Его обвиняли в нарушении контракта. Несмотря на то, что судьи признали правоту Казальса с точки зрения искусства, ему все же пришлось уплатить штраф за срыв концерта. На суде Казальс сказал:
- Я рад расстаться с любыми деньгами, для того чтобы только не играть совместно с профанами. Иначе я перестану быть Казальсом!..
2. конкурс красоты звука
В Париже при участии Пабло Казальса был устроен конкурс виолончелей, на котором проверялся звук старинных и современных инструментов. Казальс сыграл одну и ту же пьесу на двенадцати виолончелях, из которых шесть были произведениями лучших старинных мастеров, а другие шесть были изготовлены на современных фабриках музыкальных инструментов. Во время прослушивания в зале была полная темнота для того, чтобы нельзя было рассмотреть формы инструментов. Собравшиеся судьи определяли красоту звука и ставили баллы. Ко всеобщему удивлению конкурс окончился всеобщей победой современных инструментов, которые в общей сумме получили 1484 балла, между тем как на виолончели работы Гварнери и Страдивари пришлось всего 883 балла.
По этому поводу Пабло Казальс заметил:
- И все же я предпочитаю Гварнери. У старых инструментов есть своя душа. А красота - она иногда бывает красотой бездушной.
3. кому стоит отказаться от паспорта
Виолончелист уехал из Испании, когда к власти пришел генерал Франко. Более тридцати лет прожив в добровольном изгнании, Пабло Казальс, однако, ни за что не хотел отказываться от испанского гражданства. Когда чиновники испанского консульства спросили, почему Казальс не хочет отказаться от испанского паспорта, если все равно не считает возможным возвращаться в Испанию, Казальс ответил:
- С какой стати я? Пусть Франко откажется от своего паспорта, и я тогда с радостью вернусь на родину.
4. как достигнуть совершенства
Одна растроганная дама-меломанка после концерта Пабло Казальса весьма импульсивно выражала свои восторги прославленному виолончелисту:
- О маэстро! Это восхитительно! Фантастично! Как вы достигли такого совершенства?
Уставший Казальс ответил ей с серьезным выражением на лице:
- О мадам, я был настолько менее одарен, чем другие, что должен был работать значительно больше - по двенадцать-четырнадцать часов в сутки.. И, как видите, менее одаренным это помогает.
5. диктатор
Казальс обычно шипел и шикал, если оркестр начинал звучать слишком громко, не позволяя ему доминировать над собой:
- Тш-ш-ш! Я еще на сцене!..