Опера Винченцо Беллини «Капулети и Монтекки»
12.01.2011 в 13:04.Опера Винченцо Беллини в двух действиях; либретто Ф. Романи по мотивам новеллы М. Банделло и трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта".
Первая постановка: Венеция, театр «Ла Фениче», 11 марта 1830 года.
Действующие лица:
Капеллио, глава рода Капулети (бас)
Джульетта, его дочь (сопрано)
Ромео, глава рода Монтекки (сопрано)
Тибальт, сторонник Капулети, жених Джульетты (тенор)
Лоренцо, врач, родственник Капеллио (бас)
Капулети, Монтекки, дамы, воины
Действие происходит в Вероне в XIII веке.
На галерее дворца Капеллио собираются его сторонники-гвельфы. Среди них Тибальт, кузен и жених Джульетты. Все готовятся отомстить гибеллинам — роду Монтекки. Тибальт клянется именем Джульетты убить Ромео. Растроганный Капеллио обещает сегодня же сыграть свадьбу. Доктор Лоренцо протестует: Джульетта в лихорадке, ее нельзя заставить идти к алтарю. Тибальту Джульетта дороже жизни, и он готов ждать, но отец не слушает никаких доводов: Джульетта должна быть счастлива, что столь славный воин свяжет свою судьбу с домом Капеллио. Раздается звук трубы — это Ромео в сопровождении оруженосцев явился предложить гвельфам мир. На возражения Капеллио, что мир заключали и нарушали тысячу раз, Ромео предлагает скрепить его браком с Джульеттой. Капеллио клянется, что никогда не породнится с убийцей сына, которого теперь заменит ему Тибальт, и будет продолжать жестокую борьбу до самой смерти. Ромео призывает на всех Капулети гнев небес — они готовы залить родину потоками крови.
Комната Джульетты. В свадебном наряде она чувствует себя жертвой, влекомой на заклание. Джульетта живет лишь ожиданием встречи с Ромео, изгнанным из Вероны. Входит Лоренцо. Открыв потайную дверь, он впускает Ромео, который умоляет Джульетту бежать. Она отказывается: ради Ромео она готова пожертвовать жизнью, но ее побег обесчестит отца. Издалека доносится праздничная музыка. Джульетта в страхе: что, если войдет отец? Ромео не в силах ее покинуть, пусть отец убьет его или он отца. Наконец, побежденный мольбами Джульетты, Ромео убегает.Праздник во дворце Капеллио. Нарядные дамы и кавалеры радуются ночной тишине, сменившей звон оружия бурного дня. Но покой недолог. Вбегает переодетый гвельфом Ромео. Лоренцо пытается его остановить, но тот полон решимости отбить возлюбленную у соперника: в город тайно проникают вооруженные гибеллины, свадьба закончится резней. Звуки труб призывают к оружию, гости в смятении: ворвались Монтекки. Ромео бросается на поиски Тибальта. Шум стихает. В опустевший дворик выходит Джульетта. Она в отчаянии; из-за нее вновь льется кровь. Ромео хочет увлечь ее за собою, но путь ему преграждают Капеллио и Тибальт с воинами. Джульетта умоляет о пощаде, Ромео обнажает шпагу; слышатся голоса приближающихся Монтекки. Влюбленные прощаются: в этой жизни им больше не встретиться. Тщетно Лоренцо пытается остановить кровопролитие.
Джульетта в своей комнате прислушивается к удаляющемуся шуму схватки. Лоренцо сообщает, что Ромео спасся, но она должна отправиться во дворец Тибальта. Лоренцо готов помочь: он даст ей напиток, который погрузит ее в сон, подобный смерти, и она очнется на кладбище. Джульетта в ужасе: в склепе она окажется рядом с телом брата, убитого Ромео. Однако, увидев входящего отца, выпивает напиток. Джульетта умоляет Капеллио о прощении, пусть его гнев и ярость стихнут перед лицом смерти. Он отталкивает дочь, и она, поддерживаемая Лоренцо, удаляется.
Пустынное место вблизи от дворца Капеллио. Ромео в одиночестве томится в ожидании Лоренцо. Появляется Тибальт, соперники обнажают оружие, но их останавливает траурное пение. По галерее дворца движется похоронная процессия, оплакивающая Джульетту. Ромео обвиняет Тибальта в ее смерти и готов его убить. Но Тибальт тоже предается отчаянию и отказывается от поединка: все равно его убьет скорбь.
Семейное кладбище Капулети. Родные окружают гроб Джульетты, украшая его цветами. Когда они удаляются, вместе с друзьями приходит Ромео. Они открывают гроб, и Ромео с рыданиями бросается к нему. Оставшись один, он склоняется над Джульеттой и внезапно слышит ее вздох. Она поднимается и торопит любимого бежать. Но он, принявший яд, теряет силы. Джульетта требует у Ромео кинжал и яд, а когда он умирает, падает мертвой рядом. Вошедшие Монтекки, Капеллио и Лоренцо застывают при виде двух тел. На недоуменный вопрос Капеллио Лоренцо называет убийцу: это он, жестокий отец.
А. Кенигсберг
Уильяма Шекспира называли не только великим драматургом, но и «великим драмоделом» — ведь практически ни в одной из его трагедий сюжет не был рожден воображением автора (в XVI столетии подобные заимствования не считались зазорными). Но если он и был драмоделом, то именно великим: мало кто, кроме специалистов-историков и филологов, читает «Деяния данов» Саксона Грамматика, зато трагедия «Гамлет» с сюжетом, позаимствованным оттуда, хорошо известна публике, да и новеллу Джеральди Чинтио «Венецианский мавр» вряд ли кто-нибудь помнил бы сегодня, не будь шекспировского «Отелло»… А вот итальянцы в XIX столетии еще помнили новеллу соотечественника Маттео Банделло «Ромео и Джульетта». Именно она, а не одноименная шекспировская трагедия, послужила основой оперы Винченцо Беллини «Капулети и Монтекки».
Учитывая литературный источник, сюжет оперы во многом отличается от шекспировской трагедии. Вражда Капулети и Монтекки — не просто конфликт двух знатных семейств, это часть противостояния гвельфов и гибеллинов (не один век итальянской истории прошел «под знаком» борьбы между этими партиями, первая из которых поддерживала папу римского, а вторая — императора Священной Римской империи). В опере клан Капулети возглавляет партию гвельфов, Монтекки — гибеллинов. Многие важные события происходят еще «до открытия занавеса»: на момент начала действия Ромео и Джульетта уже полюбили друг друга, Ромео убил ее брата (здесь — родного, а не двоюродного) и получил назначение на должность главнокомандующего от бывшего правителя Вероны, намеревающегося вернуть себе власть при поддержке Монтекки. Ромео же является к Каппелио (главе рода Капулети и отцу Джульетты) в качестве посла для переговоров о мире и просит у него руку дочери. Каппелио же не намерен заключать мир и надеется, что Тебальдо — жених, выбранный им для Джульетты — отомстит за его сына. Дальнейшее развитие событий в целом совпадает с шекспировской пьесой: подготовка к свадьбе Джульетты с нелюбимым женихом, мнимая смерть от снотворного, предложенного Лоренцо (здесь — не священника, а врача), роковая ошибка Ромео, проникшего в фамильный склеп Капулети, и самоубийство влюбленных.
Таков сюжет либретто, созданного Феличе Романи для Винченцо Беллини (в выборе сюжета важную роль сыграло желание певицы Джудитты Гризи). В сущности, поэт не создавал нового либретто, а переработал уже существующее, использованное в опере Никола Ваккаи «Джульетта и Ромео», весьма популярной в то время. Беллини создавал оперу по заказу театра «Ла Фениче», и условия ему были поставлены жесткие: на сочинение оперы отводилось всего полтора месяца с того дня, когда он получит либретто. Композитор трудился по десять, а иногда даже по двенадцать часов в сутки, опасался, что столь напряженная работа отрицательно скажется на его здоровье — но условия договора надо было выполнять. Ограничение по времени вынуждало включать в оперу музыкальный материал из предыдущих произведений — из оперы «Заира», поставленной в 1829 г. в Парме, не имевшей успеха и вскоре сошедшей со сцены, а также из оперы «Адельсон и Сальвини», созданной в 1825 г. (именно из нее была взята мелодия одного из наиболее красивых и известных номеров «Капулети и Монтекки» — романса Джульетты из первого действия).
Самая примечательная особенность этой оперы — поручение партии лирического героя женскому голосу. Что стояло за таким необычным решением — наследие традиций XVII–XVIII веков, когда в опере пели кастраты, стремление создать выигрышную партию для Джудитты Гризи? Вряд ли это было так. Причина, побудившая Беллини сделать партия Ромео травести, более глубока: сходство тембров подчеркивает единение влюбленных, их душевное родство, в то время как мужские голоса — это их окружение, враждебный им мир, к которому принадлежат и Каппелио, и Тебальдо, разрушающие счастье влюбленных, и даже Лоренцо, который сочувствует им, но не может помочь.
В опере немало прекрасных лирических мелодий, составляющих сущность стиля Беллини — таков, например, меланхолический романс Джульетты, просветленная ария Ромео из заключительной сцены. Включены в произведение и виртуозные арии — например, каватины Тебальдо и Ромео из первого действия, следующие одна за другой и переходящие в ансамбль с хором. Присутствуют в опере сцены с участием хора, в центре одной из них (финал первого акта) находится квинтет, начинающийся пением без оркестрового сопровождения в медленном темпе.
Несмотря на все трудности, Беллини удалось закончить оперу к указанному сроку, и в марте 1830 г. состоялась премьера. Во время ее подготовки не обошлось без инцидентов — тенор, исполнявший партию Тебальдо, был недоволен своей каватиной и высказал это автору в самых нелицеприятных выражениях, однако на премьере его ожидал такой успех, какого этого певец не знал ни прежде, ни впоследствии. Да и опера в целом имела большой успех. По завершении третьего спектакля толпа зрителей с факелами проводила Беллини от театра до гостиницы, а оркестр, тоже принявший участие в этом торжественном шествии, играл полюбившиеся публике мелодии из оперы.
Записи
Публикации
- «Капулети и Монтекки» Беллини: сделано в Красноярске (belcanto.ru) (05.06.2022 в 17:58)
- Независимый театральный проект «Montecchi vs Opera» (belcanto.ru) (12.10.2020 в 10:59)
- «Капулети и Монтекки» в Алматы (operanews.ru) (12.05.2014 в 14:40)
- «Капулети и Монтекки» в Опера Бастиль (operanews.ru) (04.05.2014 в 20:07)
- «Капулетти и Монтекки» в Мюнхене (operanews.ru) (28.08.2011 в 11:36)
- «Капулетти и Монтекки» в КЗЧ (belcanto.ru) (11.09.2008 в 10:13)
- Концертное исполнение оперы «Капулетти и Монтекки» в Москве (belcanto.ru) (08.09.2008 в 15:56)
- «Дон Карлос» и «Капулетти и Монтекки» на сцене Бастий (belcanto.ru) (10.07.2008 в 21:30)
- Анна Нетребко дебютировала в парижской Бастилии (belcanto.ru) (27.05.2008 в 13:13)