Пьеро Каппуччилли (Piero Cappuccilli)
10.12.2009 в 13:36.Итальянского певца Пьеро Каппуччилли причисляют к лучшим баритонам ХХ столетия. Это один из крупнейших интерпретаторов произведений Верди, причем в репертуар его входили не только партии в самых популярных шедеврах – таких, как «Травиата», «Риголетто» и «Отелло», но и роли в менее известных вердиевских операх – «Разбойники», «Луиза Миллер», «Двое Фоскари».
Родина Пьеро Каппуччилли – Триест. Он появился на свет в семье моряка и перенял от отца горячую любовь к морскому простору, однако моряком не стал. В детские годы Пьеро мечтал о профессии архитектора, но позднее увлекся вокальным искусством. Родители этому не стали препятствовать. Наставником его стал Лучано Донаджо – оперный певец, завершивший к тому времени сценическую карьеру. Все же Каппуччилли сомневался, быть ли ему певцом или архитектором, он даже прекратил на некоторое время занятия вокалом, но Донаджо убедил его продолжить.
В 1951 году Каппуччилли начал выступать в своем родном городе. Весьма символично, что триестский театр называется Teatro Lirico Giuseppe Verdi – ведь в творениях именно этого композитора ему суждено было блистать… Но это было позднее, а пока начинающий певец исполнял небольшие роли. Подлинный профессиональный дебют певца состоялся в Милане, в театре Nuovo, где Пьеро исполнил партию Тонио в «Паяцах» Руджеро Леонкавалло. По прошествии года состоялось его первое выступление в вердиевском репертуаре – это была «Сицилийская вечерня», Каппуччилли исполнил партию Монфора. Благодаря этому выступлению на него обратил внимание Вальтер Легге – известный импресарио, и по его приглашению певец участвовал в лондонской записи оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон-Жуан» под управлением Карло Джулини (Каппуччилли исполнил партию Мазетто). В скором времени он принял участие в записи еще одной оперы – «Лючии ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Партнершей его была Мария Каллас.
В ближайшие годы певец с успехом выступил на двух престижных итальянских конкурсах вокалистов – сначала в Сполето, затем в Верчелли. Это открыло перед ним двери лучших театров мира. В 1960 году он первый и единственный раз пел в Нью-Йорке в Метрополитен-опера, исполнив роль Жермона в «Травиате». Первое выступление певца в «Ла Скала» состоялось в 1964 году – и вновь это была опера Верди: певец исполнил роль графа ди Луна в «Трубадуре».
В последующие годы артист немало выступал в творениях Верди: Форд в «Фальстафе», Родриго в «Доне Карлосе», заглавные партии в «Риголетто», «Набукко» и «Макбете», Яго в «Отелло», Франческо Моор в «Разбойниках», Амонасро в «Аиде», Дон Карлос в «Эрнани»… Поистине, проще было бы перечислить вердиевские оперы, в которых Каппуччилли не пел! Из двадцати шести творений великого итальянского композитора он выступал в семнадцати, причем в некоторых операх исполнил не одну партию – например, в «Бале-маскараде», он пел и Сильвано, и Ренато.
Разумеется, репертуар певца не ограничивался произведениями Верди. Он пел в операх Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, Умберто Джордано, Джакомо Пуччини, Амилькаре Понкьелли, Альфредо Каталани, Джоаккино Россини, Пьетро Масканьи. Среди его ролей – заглавная партия в «Вильгельме Телле», Альфио в «Сельской чести», Жерар в «Андре Шенье», Микеле в «Плаще», Фигаро в «Севильском цирюльнике» Областью творчества Каппуччилли была не только итальянская опера. Он исполнял партию Валентина в «Фаусте» Шарля Гуно. Пел он и в операх Жоржа Бизе (Зурга в «Искателях жемчуга», Эскамильо и Моралес в «Кармен»). В опере бразильского композитора Карлоса Антонио Гомеса «Гуарани» он исполнил роль Гонзалеса.
В какой бы партии ни выступал Пьеро Каппуччилли, он неизменно покорял публику не только красотой тембра, но и филигранной фразировкой, безупречной дикцией, актерским мастерством. Довершала впечатление привлекательная внешность артиста. Любое его появление на сцене сопровождалось бурными аплодисментами, он никогда не оставался в тени своих партнеров, даже когда исполнял второстепенные роли (например, Шарплес в «Мадам Баттерфляй»). О нем ходили легенды – говорили, что он участвует в двух сотнях спектаклей ежегодно. Конечно, это было преувеличением – столько выступать невозможно физически, но до девяти десятков дело доходило.
На протяжении двадцати лет Каппуччили оставался в «Ла Скала» непревзойденным баритоном, но сценическая карьера артиста завершилась неожиданно и печально. В 1992 году он попал в автомобильную катастрофу. Из-за травмы головы он долгое время пребывал в бессознательном состоянии. В течение года ему удалось восстановиться, но вернуться на сцену состояние здоровья уже не позволило. Пьеро Каппуччилли посвятил себя преподаванию.
Певец ушел из жизни в июле 2005 года в своем родном городе Триесте.
Публикации
- Десять арий, которые потрясли зал (belcanto.ru) (14.12.2015 в 14:29)