Лазарь Берман (Lazar Berman)
28.03.2011 в 08:53."Сегодня в Ленинградской государственной консерватории начались публичные испытания... группы юных музыкантов. Самый юный исполнитель среди экзаменующихся - Ляля Берман, 4 лет и 9 месяцев. Ребенок свободно исполняет произведения Баха, Чайковского и других композиторов. Им написан марш памяти С. М. Кирова". Эта первая "рецензия" профессора С. И. Савшинского на выступление Бермана была опубликована в "Ленинградской правде".
Да, он начинал как вундеркинд, и это, по-видимому, наложило определенный отпечаток на художественное формирование пианиста. В студенческую пору (Берман окончил Московскую консерваторию по классу А. Б. Гольденвейзера в 1953 году) и в период занятий в аспирантуре (1953-1956) он поражал и специалистов, и любителей прежде всего феноменальной виртуозностью. Одаренность молодого музыканта была отмечена и конкурсными регалиями: Берман стал победителем соревнования пианистов на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (1951), завоевал пятую премию на конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1956) и третью премию на конкурсе имени Листа в Будапеште (1956).
Концертируя в разных городах нашей страны и за рубежом, Берман постепенно обогащал свой репертуар, в котором теперь представлена широкая стилистическая панорама от Баха, Генделя и Кунау до С. Прокофьева, Д. Шостаковича и А. Хачатуряна. Это позволило пианисту в двух клавирабендах представить слушателям "пунктирную" историю фортепианной сонаты (Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуман, Шуберт, Лист, Прокофьев). В то же время специфические черты дарования определяют особую приверженность Бермана к музыке Листа с ее насыщенной пианистической фактурой. По собственным словам музыканта, его репертуар практически не выходит за рамки "романтических координат". С оркестром, например, он чаще всего исполняет концерты Бетховена (№ 4), Листа (оба), Брамса (№ 1), Чайковского (№ 1), Рахманинова (№ 2 и 3).
В прошлом рецензенты неоднократно упрекали Бермана за самодовлеющую виртуозность. И похоже, артист прислушался к доброжелательной критике, а может быть, просто время сказало свое слово. Во всяком случае, раньше он вряд ли решился бы на некоторые ярко выраженные "антивиртуозные" программы. Так, одну из них составили две большие сонаты Шуберта - ре мажор и си-бемоль мажор. Редкое самоограничение! Берман вообще весьма требователен к себе как музыканту. "Себя, к примеру,- говорит он,- я никогда не буду считать сложившимся вполне. Я всегда играю как бы под знаком вопроса, не будучи до конца уверенным, хорошо ли то, что я делаю".
Такая внутренняя неудовлетворенность благотворно сказывается на самой манере пианиста, приносит ему интересные завоевания, а слушателям - запоминающиеся, порой неожиданные впечатления. "Если прежде,- пишет Г. Цыпин,- у него была заметна преимущественно великолепная работа рук („я был их рабом!.." - сетует он), то теперь со всей отчетливостью видишь откристаллизовавшийся ум художника, его зрелую, утвердившуюся в своих правах творческую мысль. Если ранее его влекла за собой („почти безудержно", как он говорит) интуиция прирожденного виртуоза, самозабвенно купавшегося в стихии пианистической моторики, то сегодня его направляют серьезное чувство, накопленный за два с лишним десятилетия сценический опыт. Сдержаннее ныне стали темпы Бермана, четче грани музыкальных форм, содержательнее, яснее интерпретаторские замыслы. Доказательства - Восемнадцатая соната Бетховена, Третья Скрябина, "Картинки с выставки" Мусоргского, Прелюдии Шостаковича, а также другие сочинения, входящие в программы пианиста последних лет. Повсюду здесь - отказ от виртуозных излишеств, художественная "аргументированность" исполнительских высказываний".
Случилось так, что до недавнего времени искусство Лазаря Бермана пользовалось сравнительно ограниченной известностью за пределами СССР: пианиста знали преимущественно в Италии, где,он концертировал регулярно. Однако 1975 год стал в этом смысле переломной вехой в биографии Бермана: пластинки, записанные им за последние годы, получили широкий и благожелательный отклик во многих странах. По личному приглашению Г. Караяна он записал с прославленным маэстро и руководимым им Западноберлинским филармоническим оркестром Первый концерт Чайковского. В начале 1976 года состоялась первая большая поездка пианиста по США, прошедшая с огромным успехом. Затем последовали успешные гастроли по многим странам (лишь за четыре года он дал в США 130 концертов), все новые и новые диски. За короткий срок у него установились творческие контакты с такими прославленными дирижерами, как Ю. Орманди, К. Аббадо, К. М. Джулини, Л. Маазел, К. Мазур. Словом, настала пора широкого признания: "Каждый гастролер,- говорит Лазарь Берман,- переживает когда-то пору расцвета и взлета. Мне кажется, сейчас мое исполнение стало несколько иным, чем в былое время". Это верно. И об этом могут судить многочисленные слушатели.
Григорьев Л., Платек Я., 1990
Публикации
- «Трансцендентные этюды» в исполнении Лазаря Бермана (belcanto.ru) (10.09.2014 в 16:29)
- Концерт памяти Николая Петрова (belcanto.ru) (23.04.2014 в 16:21)