Бах. Французские и английские сюиты, партиты
Suiten
20.09.2014 в 18:16.Сюиты и партиты Иоганн Себастьян Бах создавал в течение всей своей творческой деятельности, постепенно совершенствуя этот жанр. Не являясь создателем жанра сюиты, композитор внес в него немало нового, произведения его нельзя назвать танцевально-прикладными – Бах опоэтизировал бытовую музыку, наполнив ее поэтическим чувством и глубокой мыслью. Усложнение образного содержания потребовало новых выразительных средств, и гомофонная фактура сюит обогатилась полифоническими элементами: насыщение фактуры арий, курант и алеманд мелодическими горизонталями, расщепление голосов и образование скрытых линий в менуэтах.
Большинство сюит и партит, созданных Бахом, объединены в сборники: шесть Французских сюит, столько же Английских. Партиты включены в «Клавирную практику». Почему композитор назвал сюиты Французскими и Английскими, точно неизвестно, но предполагается, что Французские сюиты озаглавлены так из-за сходства со стилем французских композиторов-клавесинистов, а Английские заказал Баху некий выходец из Великобритании, со стилем или образным содержанием произведений это наименование не связано никоим образом.
Наибольшая ясность формы и простота содержания отличает Французские сюиты, они теснее всего связаны с традициями музыки бытовой и, очевидно, именно для такого исполнения Бах их и создавал – дома, в узком кругу любителей музыки. Об этом говорит скромность стиля этих сюит, а также относительная простота их фактуры.
Французские сюиты Баха, записанные в Нотных тетрадях Анны Магдалины Бах, построены по традиционной схеме, сложившейся до Баха: алеманда, куранта, затем сарабанда и жига, но трактованы они по-новому благодаря элементам полифонии. Алеманда уподобляется прелюдии, а жига сближается с фугой, с ее предельной рациональной конструкцией. Лирическим центром сюиты становится сарабанда. Эти части баховских сюит по глубине чувств предвосхищают медленные части классических сонат и даже квартетов Бетховена. В эпоху Баха существовала традиция поручать элегические мелодии флейте, и хотя в исполнении сюит флейта не участвует (они предназначены для клавира), можно сказать, что композитор этой традиции следует – импровизационность и разнообразие ритма сарабанд перекликается с типичными мелодиями для флейты.
Стиль Английских сюит иной – более виртуозный, концертный. Драматическая роль контрастных сопоставлений здесь более значительна, а масштаб цикла становится более крупным. Английские сюиты открываются прелюдиями – вступительными пьесами, не имеющими танцевального характера. Не будучи скованы ритмом того или иного танца, прелюдии в сюитах приобретают импровизационность и становятся наиболее развернутой частью цикла. Они насыщаются оживленным движением, модуляциями, контрапунктическим развитием и даже мотивной разработкой. Благодаря всем этим чертам прелюдия становится не столько вступлением к циклу, сколько одной из важнейших в образном отношении составляющих его. Сарабанда и здесь сохраняет значение лирического центра. Эти вдохновенные пьесы отличаются друг от друга по образному содержанию: сарабанда в фа-мажорной сюите сурова и строга, в ля-мажорной – торжественна, в ре-минорной – созерцательна, в ля-минорной – трагедийна, в ми-минорной – элегична.
Развитие жанра продолжается в партитах. Они представляют собою разновидность сюит, но с более свободно трактованным циклом. В них сохранены лишь наиболее общие черты, роднящие партиту с сюитой в ее традиционном виде. Открываются партиты вступительными нетанцевальными пьесами – прелюдией либо токкатой, фантазией, или увертюрой. Это весьма масштабные пьесы с темповыми и фактурными контрастами. Сарабанды, как и в сюитах, исполнены лирического чувства, а в Первой и Четвертой – даже патетики. В их мелодиях кантиленность сочетается с декламационностью.
Отличительная особенность партит – появление большого количества нетанцевальных частей, что указывает на еще большее отдаление от бытовой музыки прикладного назначения. Здесь присутствуют и бурлеска, и каприччо, и рондо, и скерцо. Традиционный порядок танцев изменен, а некоторые из них могут даже отсутствовать – например, во Второй партите нет жиги. В Первой она все-таки есть, но миниатюрная и не полифоничная – следовательно, здесь жига не сохранила того значения, которое имела она во Французских или Английских сюитах. Седьмая партита завершается не жигой, а небольшой поэтичной и одновременно игривой пьесой «Эхо», а алеманды, которая являлась обязательной частью сюиты, здесь нет. Примечательно, что этот цикл композитор назвал даже не партитой, а Увертюрой во французском стиле. В нем происходит окончательный разрыв с традициями XVII столетия, контраст танцевальный оттесняется контрастом драматическим.