Леопольд Ауэр (Leopold Auer)
28.03.2011 в 05:54.Скрипач, педагог и дирижёр. Родился в еврейской рабочей семье. Игре на скрипке обучался с 8 лет в Пеште у Р. Коне, в 1857-58 — в Вене у Я. Донта и Й. Хельмесбергера, в 1861-63 — в Ганновере у Й. Иоахима. В 1863-66 был концертмейстером симфонического оркестра в Дюссельдорфе, в 1866-67 — в Гамбурге. В 1868 выступал в концертах в Лондоне (вместе с А. Г. Рубинштейном).
В 1868-1917 жил в России, все эти годы был профессором Петербургской консерватории (руководил высшим классом скрипичной игры и классами квартета, камерного ансамбля). В 1868-1906 возглавлял струнный квартет Петербургского отделения РМО, в 1883-84, 1887-92, 1894-95 был также дирижёром симфонических собраний РМО.
В 1872-1908 солист оркестра балета Мариинского театра, в 1873-1917 солист императорского двора. Концертировал как скрипач и дирижёр (в России и за рубежом). С 1918 жил в США. Преподавал в Институте музыкального искусства в Нью-Йорке и в институте Кёртис в Филадельфии, оказав влияние на развитие современного американского скрипичного искусства.
Ауэр был выдающимся виртуозом. Его игра отличалась лиричностью, тонкостью художественной отделки, изяществом техники. П. И. Чайковский посвятил Ауэру «Меланхолическую серенаду» для скрипки с оркестром, а также клавир скрипичного концерта; А. К. Глазунов и А. С. Аренский — свои скрипичные концерты; С. И. Танеев — «Концертную сюиту».
Как дирижёр Ауэр пропагандировал русскую симфоническую музыку. С педагогической деятельностью Ауэра связан расцвет русской дореволюционной скрипичной школы. Опираясь на традиции русского музыкального исполнительства, сочетая их с достижениями мирового искусства, Ауэр расширил творческие и виртуозные возможности скрипки.
В основе его педагогики лежало глубокое понимание высокого этического назначения музыкального исполнительства. Игра лучших представителей его школы отличается продуманностью интерпретации, благородством стиля, высокой культурой звука, техническим совершенством.
Ауэр применил новую постановку правой руки скрипача (высоко поднятый локоть, глубокий охват пальцами трости смычка при главенствующей роли в звукоизвлечении указательного пальца), которая явилась, как отмечает К. Флеш, важнейшим завоеванием современного скрипичного искусства (в методической литературе получила название «постановка русской школы»).
Среди учеников Aуэра: Я. Хейфец, М. Эльман, Е. Цимбалист, М. Б. Полякин, Н. Мильштейн, Ц. Ганзен, М. Пиастро, И. Ахрон, основоположники советской скрипичной школы — Л. М. Цейтлин, Ю. И. Эйдлин. Класс Ауэра в Петербургской консерватории и его летняя школа-студия в Лондоне были центрами мирового скрипичного искусства, куда стекались скрипачи из многих стран. У Ауэра учились: К. Парло (Канада), И. Менгес и М. Харрисон (Англия), М. Банг (Норвегия), М. Розен и М. Д. Браун (США), позднее А. Муди (Австралия), С. Душкин (США).
Ауэр — автор пьес и транскрипций для скрипки и фортепиано, каденций к концертам В. А. Моцарта (No 4), Л. Бетховена, Й. Брамса, ему принадлежат многии редакции скрипичных произведений, в т. ч. широко распространённая в исполнительской практике редакция концерта Чайковского.
Написал школу игры на скрипке («Graded course of violin playing»).
Сочинения: My long life in music, N. Y., 1923 (рус. пер. — Среди музыкантов, M., 1927); Violin playing as I teach it, N. Y., 1921, 1960 (рус. пер. — Моя школа игры на скрипке, Л., 1929, 1933); Violin master works and their interpretation, Boston, 1925 (рус. пер. — Интерпретация произведений скрипичной классики; вместе с кн. — Моя школа игры на скрипке, М., 1965).
И. М. Ямпольский