Анатолий Александров (Anatoly Alexandrov)
13.12.2010 в 13:35.Советский композитор, пианист, педагог. Нар. арт. СССР (1971). Доктор искусствоведения (1941). Занимался по теории музыки у Н. С. Жиляева и С. И. Танеева (1907-10), в 1916 окончил Моск. консерваторию по классам фп. (К. Н. Игумнов) и композиции (С. Н. Василенко). С 1923 преподаватель, с 1926 профессор Моск. консерватории. Среди его учеников: В. В. Бунин, Г. Е. Егиазарян, К. В. Молчанов, М. Музафаров, Ю. М. Слонов, E. H. Тиличеева, Н. К. Чемберджи и др.
А. особенно ярко проявил себя в вок. и инстр. камерных жанрах. Его творчество характеризуется сочетанием тонкого просветлённого лиризма и романтич. взволнованности, изяществом формы. Романсы А. по масштабам и интенсивности мелодич. развития, разработанности фп. партии в ряде случаев приближаются к вок. поэмам («Из Александрийских песен», вок. сюиты «Три кубка», «Человеку в пути», цикл «Верность»). Вместе с тем романсам А. присуща отточенность деталей, тонкость претворения классич. и совр. поэзии. К лучшим произв. А. относятся романсы на стихи A. C. Пушкина, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева. В камерно-инстр. сочинениях заметно стремление к симфонизации муз. материала. Видное место в творчестве композитора занимают обработки песен различных народов (для гол. с фп., для фп. соло), повлиявшие и на тематизм ряда сочинений композитора. Автор статей, воспоминаний о С. И. Танееве, С. В. Рахманинове.
Сочинения: оперы — Два мира (по А. Майкову, соч. 1916), Бэла (по М. Ю. Лермонтову, ор. 51, 1-я ред. 1941, 2-я ред. 1945; пост. 1946, филиал Большого т-ра, Москва), Дикая Бара (ор. 82, 1957, Ансамбль сов. оперы ВТО, Москва); для орк. — симфония C-dur (op. 91, 1965), Романтическая сюита (ор. 16, 1-я ред. 1920, 2-я ред. 1932), Классическая сюита (ор. 32, 1926, 2-я ред. 1930), Забавная сюита (ор. 44, 1938, 2-я ред. 1956), 2 сюиты из оперы Бэла (ор. 51-а и 51-6, 1949, 1971), Театрально-танцевальная сюита (ор. 74, 1951), Русские народные мелодии (1971); камерно-инстр. ансамбли — струн. квартеты (G-dur, op. 7, 1914; cis-moll, op. 54; A-dur, op. 55, 1942; C-dur, op. 80, 1953), Патетическое анданте для влч. и фп. (ор. 17, 1915, 2-я ред. 1921), Горские мотивы для скр. и фп. (ор. 51, 1942), Дифирамб для контрабаса и фп. (ор. 84, 1959); для фп. в 2 руки — 14 сонат- fis-moll (op. 4, 1914, соната-сказка), d-moll (op. 12, 1918), fis-moll (op. 18, 1920), C-dur (op. 19, 1922, 2-я ред. 1954), gis-moll (op. 22, 1923, 2-я ред. 1938), G-dur (op. 26, 1925), D-dur (op. 42, 1932), B-dur (op. 50, 1944), c-moll (op. 61, 1945), F-dur (op. 72, 1951), C-dur (op. 81, 1955, соната-фантазия), h-moll (op. 87, 1962), fis-moll (op. 90, соната-сказка, 1964), Е-dur (op. 97, 1971); 6 прелюдий (op. 1, 1907-10), 3 фуги (op. 100, 1971), Былая одержимость (ор. 6, 1917), Поэма f-moll, op. 9, 1915), 4 прелюдии (op. 10, 1913-16), Сюита-фантазия на мотивы из оперы «Бэла» (ор. 51-в, 1954), Отзвуки театра (ор. 60, 1945), Маленькая сюита (ор. 78, 1952), Романтические эпизоды (ор. 88, 1962), Страницы из дневника (ор. 93, 1967) и др.; камерные вок. произв. — Из «Александрийских песен» (ор. 8, 20, 25, 34, сл. М. Кузмина, 1915, 1922, 1924, 1925, 1927-29), Отблески времени (ор. 28, сл. В. А. Соловьёва, Хафиза в пер. А. А. Фета, Е. А. Баратынского, Т. Броука в пер. Усова, А. С. Пушкина, 1912, 1920, 1921, 1924, 1925-29), Золотые ветви (ор. 35, сл. А. П. Глобы, 1928-29), Романсы на стихи А. С. Пушкина (ор. 45, 1936 и 68, 1949, Гос. пр. СССР 1951), Три кубка (ор. 53, сл. Н. С. Тихонова, 1942), Двенадцать стихотворений советских поэтов (ор. 63, сл. С. П. Щипачёва, Н. С. Берендгофа, В. К. Звягинцевой, С. Я. Маршака, А. Лахути в пер. Пеньковского, A. C. Исаакяна, А. Ф. Ерикеева в пер. Звягинцевой и Земной, 1947), За родину (ор. 64, сл. М. Л. Матусовского, М. А. Исаковского, Н. С. Тихонова, 1947), Верность (ор. 71, сл. С. Л. Северцева, 1950, Гос. пр. СССР 1951); обр. песен разных народов, детские песни для голоса или хора с фп.; музыка к драм. спектаклям — «Ариана и Синяя борода» Метерлинка (1919, Гос. Показательный т-р, Москва), «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве (1919, Камерный т-р, Москва), «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера (1925, Малый т-р, Москва), «Собор Парижской богоматери», инсценировка H. A. Крашенинникова по В. Гюго (1926, там же, Москва), «Дон Карлос» Шиллера (1933, там же, Москва); музыка к фильмам — «Тринадцать» (1936), «Ленин в Октябре» (1937), «Северная повесть» (1960).
Литература: Беляев В., Анатолий Николаевич Александров, М., 1927; Крейтнер Г., Творчество Анатолия Александрова, «СМ», 1938, No 7; Фейнберг С., К 70-летию Анатолия Александрова, «СМ», 1958, No 5; Молчанов К., О моём учителе, там же; Степанов О., Память сердца, «СМ», 1961, No 8; его же, Вдохновенное мастерство, там же, 1967, No 7; Мазель Л., Из встреч с замечательным художником, «СМ», 1963, No 5; Васина-Гроссман В., Мастера советского романса, М., 1968.
В. А. Васина-Гроссман