Николай Афанасьев
04.12.2010 в 13:34.Николай Яковлевич Афанасьев, талантливый скрипач, дирижер и композитор, родился в 1821 году в Тобольске. Отец его, побочный сын князя И.М. Долгорукова, губернатора во Владимире – был хорошим, известным в России, скрипачом. Получив солидное музыкальное образование под руководством своего отца, Коля Афанасьев к семнадцати годам был уже настолько опытным музыкантом, что его приняли в число первых скрипок оперного оркестра Императорского московского театра.
Прослужив в оркестре около двух лет, Афанасьев занял должность директора оперного театра Шевелева в Москве, и при нем были поставлены в этом театре лучшие оперы того времени. В 1846 году Николай Яковлевич уходит из театра и поступает на службу театральным капельмейстером у помещика Шепелева, владельца Выксинского чугунолитейного завода. Однако, вскоре, Шепелев неожиданно разорился, и композитор отправляется в четырехлетнюю концертную поездку по России. А закончив эту поездку, в 1850 году Афанасьев вновь поступает в оркестр первым скрипачом, но теперь уже в петербургскую итальянскую оперу, посвящая свободное время педагогической деятельности и состоя, между прочим, учителем фортепианной игры в Смольном институте.
В 1857 году Николай Яковлевич предпринимает новое гастрольное путешествие. На этот раз за границу, и концертирует в Германии, Франции, Англии, Швейцарии и Италии, причем везде с большим успехом. По возвращению в Россию, он уходит из оркестра, оставляя за собой преподавательскую деятельность в Смольном институте.
Наступает время его активной композиторской деятельности. Лучшими из многочисленных произведений Афанасьева следует признать: Первый русский струнный квартет «Волга», удостоенный в 1860 году первой премии на конкурсе Императорского Русского Музыкального Общества, а также премированную кантату на текст Пушкина «Пир Петра Великого». Кроме того, им написана целая серия квартетов, квинтетов и других струнных ансамблей, а также произведений для скрипки, в том числе одна пьеса для инструмента viole d’amour.
Что касается опер, то здесь композитору посчастливилось меньше. Поставленная в 1870 году на сцене Мариинского театра в Петербурге опера «Амалат – Бек» (на сюжет Марлинского) успеха не имела. А написанные им оперы «Стенька Разин», «Вакула Кузнец» и «Тарас Бульба» так и не увидели сцены. Та же участь постигла несколько его симфоний и две оратории.
Большой известностью у современников пользовались написанные Афанасьевым фортепианные сборники детских пьес – «Детский мир» и «Альбом», а также «Школа упражнений для скрипки».
Николай Яковлевич пробовал свои силы и в сочинении духовной музыки. Его «Литургия св. Иоанна Златоуста» представляет собой одну из простейших по стилю литургий, написанной в подражание древним напевам. Это своеобразное по свежести гармонии и плавности голосоведения произведение. Теми же свойствами обладает и произведение «Под Твою милость».
Русский композитор Афанасьев умер 22 мая 1898 года, пожертвовав перед смертью в петербургскую консерваторию очень крупную сумму денег на учреждение стипендий учащимся по классам скрипки, виолончели, пения и теории композиции.
Виктор Каширников
Произведения
- Камерно-инструментальное творчество (Афанасьев) (belcanto.ru) (27.08.2024 в 23:08)