Альбан Берг. Лирическая сюита для струнного квартета
Глава №120 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюШестичастная Лирическая сюита для струнного квартета (1926) – первое крупное додекафонное произведение Берга. Эскизом для нее послужил сочиненный в 1925 году второй, додекафонный вариант песни «Schließe mir die Augen beide» («Закрой мне глаза») на слова Т. Шторма; его серия стала и главной серией первой части сюиты. Вопреки методу Шёнберга, Лирическая сюита не вся основана на додекафонном принципе (недодекафонны в ней медленные вторая и четвертая части – целиком, а в быстрых третьей и пятой соответственно средний и основной разделы). К тому же каждая из додекафонных частей основана на своей серии, в шестой части их даже две. Но все они выводятся из начальной серии путем немногочисленных простейших перестановок отдельных звуков, то есть в конечном счете являются вариантами одной серии.
Как и Шёнберг, Берг не удовлетворяется степенью конструктивной эффективности, заложенной в нормах додекафонии, и стремится усилить ее, причем аналогичными средствами. Во-первых, он предпочитает пользоваться вариантами серии, в которых самые характерные звукокомплексы оказываются на одной и той же абсолютной высоте. Так, в начальном разделе третьей части кроме основной серии используются лишь три ее варианта, в каждом из которых, как и в основной форме, содержатся звуки b, a, f, h в разной последовательности. Во-вторых, Берг стремится придавать последовательности звуков серии острохарактерный вид – таков знаменитый «всеинтервальный ряд» (Allintervallreihe) первой части, содержащий все возможные двенадцать разных интервалов. Эта серия сочетается с образованием прямо противоположного типа – квинтовым кругом, который, однако, выводится из нее простейшим способом и тоже служит в первой части одной из основ музыкальной ткани:
Как уже было показано, первый способ усиления конструктивной эффективности серии использован Шёнбергом в Сюите для фортепиано, второй – в Духовом квинтете, созданном примерно годом раньше Лирической сюиты. Можно лишь удивляться тому, как точно схватил и усвоил Берг только что возникший метод – не только правила додекафонной композиции, но и скрытые от постороннего глаза способы решения определенных технологических проблем.
Самая своеобразная черта Лирической сюиты — ее театральность. Сюиту не зря называли инструментальной оперой. В ней наблюдается «странствующий» тематизм, переходящий из части в часть, – и не одна сквозная тема, как в некоторых романтических симфониях (например, Четвертой и Пятой Чайковского), а целый комплекс лейттем, как в «Воццеке» и в операх Вагнера. Кроме того, цикл основан на необычном «сюжете»: вопреки традиционной логике, он движется от довольно оптимистической завязки к типично оперной трагической развязке - от бодрой первой части (Allegretto gioviale) к проникнутой отчаянием шестой (Largo desolato), в насыщенной полифонической ткани которой на миг всплывает цитата начальных тактов вагнеровского «Тристана». Так Берг подчеркивает романтические истоки стиля своего произведения и творчества в целом.