Альбан Берг. Годы формирования. Раннее творчество
Глава №117 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюАльбан Берг родился в Вене 9 февраля 1885 года. Его отец, выходец из Баварии, был антикваром, а мать – дочерью придворного ювелира. Уже с раннего возраста он проявлял большой интерес к литературе и музыке. Первые его композиторские опыты относятся почти исключительно к жанрам вокальной музыки.
Жизнь Берга небогата внешними событиями. Получение в 1906 году семейного наследства обеспечило ему относительно безбедное существование, возможность обходиться без обременительной службы и полностью посвятить себя музыке. Решающую роль в его жизни сыграла встреча с Шёнбергом и занятия с ним в 1904—1910 годах. После окончания занятий Берг по-прежнему видел в Шёнберге своего наставника и лучшего друга.
С юности композитор отличался слабым здоровьем и впечатлительностью, часто болел (в основном, как и Шёнберг, он страдал от астмы). 24 декабря 1935 года, достигнув лишь пятидесятилетнего возраста, он неожиданно скончался от заражения крови.
Творчество Берга вполне поддается периодизации, аналогичной той, что была применена выше по отношению к творчеству Шёнберга: тональные – атональные – додекафонные сочинения. Но его можно разделить и на два периода: первый, охватывающий все созданное до оперы «Воццек», и второй, включающий саму эту онеру и последующие произведения.
Премьера «Воццека» 14 декабря 1925 года в Берлине под управлением Эриха Клайбера (после 137 репетиций) принесла Бергу мировую славу. Это событие, кульминационное в его жизни, ярко высвечивает и главный парадокс его творческой эволюции. Дело в том, что «Воццек», кроме прочих своих достоинств, демонстрирует виртуознейшую композиторскую технику, сказывающуюся в осмысленности и выразительности каждой детали сложной и многослойной звуковой ткани, создание которой могло контролироваться лишь феноменально тонким внутренним слухом. Не зная предшествующих сочинений Берга, можно было бы с уверенностью предположить, что они немалочисленны и отличаются многими достоинствами. На самом же деле это не совсем так.
Творческий процесс у Берга протекал трудно, с большими перерывами, композитор не был постоянно увлечен сочинением, хотя в отдельные периоды жизни его творческая активность была очень высокой. До «Воццека» им были написаны (не считая некоторых ученических вещей, частично уничтоженных или утерянных) Вариации для фортепиано (1908), Семь ранних песен для голоса и фортепиано (1905—1908), Фортепианная соната, ор. 1 (1908), Четыре песни для голоса и фортепиано на тексты разных авторов, ор. 2 (1910), Струнный квартет, ор. 3 (1910), Пять песен для голоса и оркестра на тексты к почтовым открыткам Петера Альтенберга, ор. 4 (1912), Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, ор. 5 (1913) и Три пьесы для оркестра, ор. 6 (Прелюдия, Хоровод и Марш, 1914). Для тридцатитрехлетнего композитора этот список довольно скромен; все названные произведения вместе взятые звучат примерно столько же времени, сколько один «Воццек». К тому же крупная инструментальная форма в этом перечне мало представлена. В общем, несмотря на те или иные привлекательные качества перечисленных сочинений, в них с трудом предугадывается резкий скачок, совершенный в «Воццеке», который заявил о композиторском даровании несравненно большего масштаба.
Ранние сочинения до ор. 2 включительно составляют тональный период творчества Берга (если придерживаться периодизации, отражающей принципиальные изменения в музыкальном языке). Он определяется позднеромантическими влияниями (прежде всего, Малера) и в этом отношении подобен аналогичному периоду Шёнберга, но по количеству и качеству значительно беднее. Наибольший интерес в нем представляет одночастная Фортепианная соната, в которой наблюдаются поиски, созвучные Скрябину *.
* Позже, в 1927 году, в Ленинграде, куда Берг приехал на премьеру «Воццека» в Мариинском театре, он основательно познакомился с творчеством Скрябина, которое ставил очень высоко. Оно было ему близко, по-видимому, утонченностью эмоций.
Атональное творчество Берга начинается с двухчастного Струнного квартета, представляющего собой ту самую крупную инструментальную форму (хотя в данном случае не слишком развернутую), которой в условиях свободной атональности избегал Шёнберг. Несмотря на ряд удачных находок, квартет не принадлежит к лучшим достижениям Берга в области инструментальной музыки, в нем еще нет той ясности, выверенности каждой детали, которые свойственны великим произведениям.
Зато Пять песен на тексты к почтовым открыткам Петера Альтенберга уже позволяют догадываться о мощи композиторского дарования их автора. Они представляют жанр музыкального афоризма, как и последующие Четыре пьесы для кларнета и фортепиано Берга, а также Пять пьес для фортепиано, ор. 19, Шёнберга и ряд уже созданных к тому времени сочинений Веберна. В песнях на слова Альтенберга утонченная звукопись оркестрового сопровождения служит фоном для лаконичных, но выразительных и емких вокальных фраз, озвучивающих непринужденные суждения, которые венский литератор рассылал своим друзьям и врагам.
В целом жанр музыкального афоризма у Берга, как и у Шёнберга, не привился. Уже Три пьесы для оркестра, созданные в 1914 году, более развернуты. Их можно рассматривать как эскизы к «Воццеку». Наряду с альтенберговскими песнями они предвещают восхождение к новым, значительно большим высотам. И все же, не будь «Воццека», ранние сочинения Берга могли бы остаться незамеченными.