Ильдебрандо Пиццетти. Творческий путь
Глава №96 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюИльдебрандо Пиццетти родился 20 сентября 1880 года в Парме в семье учителя фортепианной игры. В 1901 году он окончил Пармскую консерваторию, затем в том же городе изучал историю музыки в университете.
Творчеству Пиццетти присущ высокий этический строй и гуманистическая направленность. Композитор остался абсолютно чужд веяниям французского и немецкого музыкального модерна, равно как и модернистским устремлениям Казеллы и Малипьеро. Свои усилия он направил на возрождение национальных основ итальянского музыкального искусства, опираясь на интонации народной песни, явившись одним из пионеров возвращения к григорианскому хоралу как интонационно-ладовому фундаменту музыки и к традициям итальянского искусства XVII—XVIII веков. Еще в студенческие годы он открыл для себя памятники итальянской музыки XV—XVIII веков, проявив особое внимание к полифоническим произведениям и операм XVII века.
Интенсивную творческую деятельность Пиццетти всю жизнь сочетал с педагогической: читал курс истории музыки в Пармской консерватории (1901 — 1905), вел гармонию и контрапункт в Музыкальном институте во Флоренции (1908—1924; с 1917 года также возглавлял этот институт), был директором Консерватории имени Верди в Милане (1924—1936), после смерти Респиги стал руководителем кафедры композиции в римской консерватории «Санта Чечилия», а в дальнейшем был и президентом этой академии.
Еще в довоенный период Пиццетти активно проявил себя в музыкально-общественной жизни. Он живо откликался подчас в резко-полемической форме – на возникавшие в этой области злободневные проблемы, написал ряд работ по истории и теории музыки. Особенно последовательной была его антиверистская позиция. В книге «Современные музыканты» (1914) Пиццетти выступил с критикой веризма, к которому он относил и оперы Пуччини. Он осуждал веризм за снижение роли этического начала, потерю связи с классическими традициями, бедность композиторской техники, за господство грубых, вульгарных эффектов, поверхностность интонационного строя, за жанровое однообразие и схематизм формы. При всей односторонности и явной недооценке творчества Пуччини эта книга содержала много верных суждений о путях развития итальянской музыки.
О значении классического наследия для современного музыкального творчества Пиццетти писал во многих статьях и научных исследованиях, а также в комментариях к своим публикациям произведений Беллини, скрипичных сонат Верачини, пятиголосных мадригалов Джезуальдо ди Веноза и других. В многотомном издании «Национальное собрание итальянской музыки» он отредактировал ряд томов, показав себя тонким знатоком и ценителем национальной музыкальной классики. Одаренный композитор и ученый, Пиццетти был вместе с тем человеком политически консервативным. Это и привело к тому, что в 20—40-е годы его всячески выдвигал режим Муссолини.
Оперы Пиццетти своеобразно преломили традиции итальянской классики XVII—XVIII веков. В сущности, они создавались как бы в полемике с музыкальным театром веристов и Пуччини. В оперном наследии композитора отчетливо различаются три тематические линии: религиозно-библейская, античная и пасторально-пантеистическая. Они наметились уже в самом начале творчества Пиццетти, резко противопоставив его господствовавшему тогда веризму.
После первых, несамостоятельных опытов в оперном жанре - «Сабина» (1897), «Джульетта и Ромео» (1899), «Сид» (1902) – Пиццетти приходит к убеждению, что возможности музыки намного превышают возможности драмы. Отсюда его стремление вернуть музыкальному театру силу воздействия, которой обладала классическая опера. Исходя из этой задачи, он обращается к таким сюжетам, как «Сарданапал» Байрона, «Мазепа» (по «Полтаве» Пушкина), «Эней» (по поэме Овидия). Однако все эти замыслы не были осуществлены. В 1905 году, увлеченный символизмом Габриеле д'Аннунцио, он пишет музыку (танцы и хоры) к драме поэта «Корабль». Драма выразила националистические настроения части итальянской интеллигенции, получившие распространение еще перед началом Первой мировой войны, и позже, как и все творчество д'Аннунцио, была поднята на щит фашистским режимом. Музыка Пиццетти к этой пьесе полна патетики, которая с особенной силой проявилась в полифонических хорах.
Следующим произведением Пиццетти была «Федра» (1915) – опера на либретто д'Аннунцио с симфонизированным развитием, с красочным оркестром, чутко отзывающимся на перипетии драмы. Премьера ее в «Ла Скала» прошла с большим успехом. В процессе работы над «Федрой» Пиццетти пишет в 1913 году музыку к драме того же писателя «Пизанелла» (о девушке, с именем которой связано основание Пизы). Показательно для стиля композитора, в частности, вступление к третьему акту пьесы.
Либретто к опере «Дебора и Иаиль», которая стала одним из лучших произведений Пиццетти, он пишет сам в 1915— 1916 годах. Реализации этого замысла предшествовало создание весьма примечательного произведения «Священного представления об Аврааме и Исааке», возрождавшего художественную форму средневекового религиозного театра. Композитор вернулся к этому сочинению в 20-е годы, создав вторую редакцию, в которой разговорный текст был заменен вокальным распевом в духе классического речитатива и lamento. Произведение приобрело тем самым неоклассицистскую направленность. Несомненно, «Священное представление» дало толчок многим музыкантам к изучению, расшифровке и пропаганде памятников староклассического итальянского искусства.
Партитура «Деборы и Иаили» была окончена в июне 1921 года. В основе ее сюжета лежит эпический эпизод из библейской Книги судей (Песнь Деборы), которому композитор придал остродраматический, конфликтный характер. Особенно драматизированы образы Сизеры и Иаили, противопоставленные безжалостной пророчице Деборе. Впечатляют в опере полные могучего дыхания народные сцены. Целостная симфоническая драматургия «Деборы и Иаили» отразила стремление композитора к музыкально-театральному синтезу, к соединению на основе музыки словесного текста и драмы. Содержательны вокальные партии, обогащенные различными формами интонирования (от многообразных видов речитатива до кантилены в духе bel canto), неразрывно связанные со словом, но не подчиненные ему: смысл текста раскрывается сугубо музыкальными средствами. С появлением «Деборы и Иаили» в итальянском музыкальном театре возродились традиции героического оперного искусства прошлого: композитор создал произведение высокого этического пафоса, борьбы могучих человеческих характеров, каких не было на итальянской оперной сцене со времен Верди.
В 1922—1925 годах Пиццетти пишет оперу «Чужестранец», а в 1925—1926 годах – музыкальную драму «Брат Герардо» (обе на собственные либретто). Вместе с «Деборой и Иаилью» они образовали трилогию, утверждающую идею искупления человеческого бытия любовью.
В 30-е годы композитор создает несколько значительных музыкально-театральных произведений, среди которых выделяется музыка к трагедии Софокла «Трахинянки» для постановки Греческого театра в Сиракузах (1933) и «Представление о святой Уливе» на текст К. д'Эррико – реконструкцию средневековой мистерии *.
* Премьера «Представления» состоялась в 1933 году под управлением композитора в монастыре Святого Креста во Флоренции.
В 1935 году были написаны опера «Орсеоло», музыка к «Всеафинскому празднеству» для Греческого театра в Пестуме и музыка к комедии Шекспира «Как вам это понравится» – последнее произведение Пиццетти предвоенного периода.
Наряду с произведениями для театра в довоенном творческом наследии Пиццетти имеется несколько превосходных хоровых, вокально-симфонических сочинений и вокальных ансамблей. Назовем самые яркие: Lamento на текст Шелли для тенора и хора (1920), Реквием для хора a cappella (1922), «Последняя охота короля Губерта» для хора и оркестра (1929), «De profundis clamavi» для смешанного ансамбля из семи голосов a cappella (1938). Среди камерных вокальных сочинений отметим «Три сонета Петрарки» (1922) и Другие пять песен (1933). К крупным инструментальным произведениям этого периода принадлежат: Симфония огня, написанная для иллюстрации фильма «Кабирия» (1914), Летний концерт (1928) и Венецианское рондо для оркестра (1930), концерт для фортепиано с оркестром «Песни старого времени» (1933), Концерт для виолончели с оркестром (1934).
После Второй мировой войны появляется ряд новых музыкально-театральных сочинений Пиццетти, причем большая их часть сохраняет принципы музыкальной драматургии «Деборы и Иаили». Это оперы «Золото» (1947), «Ифигения» (1950), «Дочь Йорио» (по драме д'Аннунцио, 1954), «Убийство в соборе» (по драме Т.С.Элиота, 1958).
Вклад Пиццетти в развитие итальянского музыкального театра весьма значителен. В лучших операх композитор создал идейные концепции высокого этического значения и наделил оперную драматургию подлинно симфоническим развитием. В годы Второй мировой войны и после нее композитор написал Три сочинения для хора (1943), концерты для скрипки (1944) и арфы (1960) с оркестром, Прелюдию к прошедшему дню (1951), Три трагических сонета (1944) для голоса, ряд камерных инструментальных и фортепианных сочинений. Скончался Пиццетти 13 февраля 1968 года в Риме.
* * *
Пиццетти – один из выдающихся представителей итальянского неоклассицизма. Показателен его большой интерес к старинным жанрам – мистерии, мадригалу, к полифоническому хоровому письму. В его произведениях явно главенствует мелодия, причем вполне свободная от эпигонских штампов веристского направления. Мелос Пиццетти серьезен, строг, окрашен в суровые, подчас горькие тона, во многих произведениях патетичен (Три сонета Петрарки, Трагические сонеты, «Федра», «Дебора и Иаиль» и др.). Сила его – в интонационной выразительности. Даже пасторально-пантеистические темы композитор воплощает эмоционально, а не изобразительно.
Гармонический строй музыки Пиццетти основан на мажоро-миноре, однако он обогащен церковными ладами, элементами крестьянской песенности, полифонией, во многих случаях сообщающей вертикали своеобразную терпкость и структурную сложность.
Богата и разнообразна у Пиццетти ритмика, которая, как и прочие компоненты его стиля, во многом исходит из особенностей старинных итальянских танцев, различных фольклорных жанров.
В наиболее значительных концепциях Пиццетти выступает как проповедник религиозного этоса, религиозной нравственности. Его неоклассицизм – апелляция к великим духовным ценностям прошлого не столько в общегуманитарном, сколько именно в религиозном значении.