Франсис Пуленк. Творчество 10—20-х годов
Глава №86 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержанию«Я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь непосредственно, отличалась бы такой простотой выражения и достигала бы цели с такой же безошибочностью», — писал о творчестве Франсиса Пуленка его друг и единомышленник Мийо. Уже на рубеже 20-х годов Пуленк обратил на себя внимание своими задорными сонатами для духовых инструментов и остроумными, свежими по музыкальному языку фортепианными пьесами. Видное место в его наследии занимают вокальные сочинения — светские (песни, хоры, кантаты) и духовные. Широкой известностью пользуются его опера «Человеческий голос», кантата «Лик человеческий». Большой вклад он внес в инструментальную музыку фортепианными миниатюрами, фортепианными, клавесинным и органным концертами.
Пуленк родился 7 января 1899 года в Париже. Его отец, родом из департамента Авейрон (Южная Франция), происходил из патриархальной и глубоко религиозной крестьянской среды; мать принадлежала к обеспеченной, исконно парижской семье. Обучаться музыке Франсис начал в пять лет; сперва с ним занималась его мать, хорошо игравшая на рояле, позднее — пианистка Буте де Монвель (племянница С. Франка). С пятнадцати лет он учился игре на фортепиано у Р. Виньеса, воспитавшего из него первоклассного пианиста, в 1921—1923 годах занимался полифонией и сочинением у Ш. Кёклена.
С ранних лет Пуленка интересовало современное искусство. Его первые увлечения — Шабрие, Дебюсси, Равель, затем — Стравинский. В тринадцать лет он услышал «Жар-птицу» и «Петрушку», был покорен ими, а в 1914 году испытал глубокое потрясение от «Весны священной» и до конца жизни оставался поклонником ее автора.
В первых сочинениях Пуленка обнаруживается причудливое переплетение форм и жанров французской музыки XVIII века с современными ритмами и напевами городской бытовой музыки. Его увлекают некоторые приемы джаза, но еще больше — задорные и чувствительные песенки улицы и предместья, пикантные ритмы воскресных танцулек в пригородах Парижа. Главенствующий тонус его ранних произведений — беспечность, жизнерадостность, иной раз с оттенком мечтательности и даже меланхолии.
Известность принесла ему Негритянская рапсодия для фортепиано, струнного квартета, флейты, кларнета и баритона (1917). Это сюита псевдоэкзотического характера, основанная на литературной мистификации. В сборнике стихов «Поэмы Макоко-Кенгуру», созданном мнимым негром из Либерии, содержалось несколько стихотворений, написанных якобы на одном из африканских наречий, на самом же деле представляющих собой набор бессмысленных слогов. Фрагменты из этого сборника и составили текст рапсодии. В ней пять частей, контрастных по характеру, но связанных вариантно трансформирующимися темами, которые сменяют одна другую без перерыва. Эти части — Прелюдия, Рондо, «Гонолулу», Пастораль, Финал. В Рапсодии Пуленк изобретательно применяет различные виды остинато и раскрашивает мелодии пентатонического характера пряными гармониями, явно подслушанными у Дебюсси. Очень поэтична мечтательная Пастораль, в которой угадываются будущие задушевно-лирические страницы композитора. В инструментовке господствуют сочетания и чередования чистых тембров.
Среди сочинений Пуленка 20-х годов преобладают инструментальные и вокальные миниатюры. Таковы, например, пьесы для фортепиано — три пасторали, «Вечные движения», Соната в четыре руки (все — 1918), ряд вокальных сочинений — «Бестиарий», «Кокарды» (1919), Застольные песни для мужских голосов a cappella (1922). В вокальных пьесах примечательно обращение к новейшей поэзии. Так, цикл «Бестиарий» написан на стихи Г. Аполлинера, «Кокарды» — на стихотворения Ж. Кокто. Характерно использование разнообразных инструментальных составов: «Бестиарий» предназначен для голоса, струнного квартета, флейты, кларнета и фагота; «Кокарды» — для тенора, скрипки, корнет-а-пистона, тромбона, большого барабана и треугольника. Герой трех песен, составляющих «Кокарды», — молодой солдатик на побывке; ансамбль, сопровождающий певца, типичен для бродячих музыкантов. Таким образом, цикл превращается в своего рода жанровую зарисовку современного быта.
Пуленк пишет и ряд миниатюрных сонат (скорее, сонатин) для разного состава духовых (для двух кларнетов, кларнета и фагота, а также валторны, трубы и тромбона) и участвует в коллективной работе «Шестерки» — музыкальном фарсе «Новобрачные на Эйфелевой башне».
В творчестве Пуленка центральным произведением 20-х годов следует признать одноактный балет «Лани» (1923) *.
* Его оригинальное название «Les Biches» трудно перевести точно. Прямой смысл слова «biche» — лань, переносный — фамильярно-ласковое обращение к женщине: милочка, козочка, душечка. По содержанию балета ему меньше всего соответствует принятый у нас перевод — «Лани».
Смысл этого бессюжетного представления сводится к соревнованию шестнадцати танцовщиц, привлекающих своим кокетством трех кавалеров. Партитура строится на чередовании разнообразных эпизодов танцевального склада (вальс, регтайм, мазурка, галоп, тустеп). Пуленк ввел в партитуру и несколько вокальных номеров на «галантные» любовно-лирические стихи XVIII века (они исполняются за сценой). Прослушав балет, Равель проницательно отметил чисто французский мелодический дар автора: «Пуленк хорош еще и тем, что сам придумывает народные мелодии». Друг Равеля Ж. Марноль писал: «Под кажущейся простотой этой музыки скрыто свободное и естественное полифоническое мастерство, немало гармонических находок, непосредственность мелодического дара и искусное сочетание разнообразно использованных тематических мотивов в увлекательном финале».
В последующие годы Пуленк пишет Пять романсов на стихи Ронсара (дань юбилейной дате великого поэта Ренессанса), Озорные песни на анонимные тексты XVII века, Четыре романса на стихи Ж. Мореаса. Картину творчества 20-х годов дополняют Трио для фортепиано, гобоя и фагота (1926) и Сельский концерт для клавесина с оркестром (1928), предназначенный для выдающейся клавесинистки Ванды Ландовской. Большой интерес представляет Утренняя серенада — хореографический концерт для фортепиано и восемнадцати инструментов (1929). Приведем тему, открывающую это сочинение.
Во всех произведениях Пуленка до 30-х годов преобладают безоблачные настроения, светлая, порой пасторальная лирика; эти сочинения отмечены неисчерпаемой мелодической изобретательностью, в них органично сочетаются современный городской фольклор, французская народная песенность и реминисценции романской музыки XVIII века.