Дариюс Мийо. Годы формирования
Глава №77 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЗначительное место во французской музыкальной культуре XX века занял Дариюс Мийо. В 20-е годы он был одним из самых деятельных членов «Шестерки», а в дальнейшем влияние его распространилось далеко за пределами этой творческой группировки.
Мийо родился 4 сентября 1892 года в Эксе (Прованс) в семье негоцианта. Его отец хорошо играл на рояле, мать в молодые годы училась пению в Париже у выдающегося тенора Ж. Дюпре. С семи лет Дариюс занимался игрой на скрипке у Брюгье, возглавлявшего квартет, в котором позднее участвовал и юный Мийо. Дариюс регулярно посещал концерты выступавших в Эксе и Марселе приезжих знаменитостей: П. Сарасате, Э. Изаи, Я. Кубелика, трио А. Корто — Ж. Тибо — П. Казальс.
Общительный, энергичный, инициативный, разносторонне одаренный, живо откликающийся на проявления новаторства во всех областях искусства, Мийо легко сближался с самыми различными людьми, проявляя активную заинтересованность во всем, что его окружало. К тому же он был на редкость трудоспособен, дисциплинирован, восприимчив и независим в суждениях.
Поступив семнадцати лет в Парижскую консерваторию *,
* В консерватории Мийо занимался в классе скрипки у профессора Бертелье, посещал также класс оркестра, руководимый П. Дюка, но его влекла композиция. Последовательно он обучался: гармонии у K. Леpy, полифонии у А. Жедальжа, композиции у Ш. Видора, дирижированию у В. д'Энди. В классе Жедальжа Мийо подружился с А. Онеггером, Ж. Ибером, А. Клике-Плейелем, Ж. Вьенером.
Мийо отнюдь не выглядел робким провинциалом. В Париже он посещал концерты, театральные премьеры, выставки, литературные чтения. Восторгался «Пеллеасом и Мелизандой» Дебюсси, «Борисом Годуновым» Мусоргского и его песнями в исполнении М. Олениной-д'Альгейм, «Русским балетом» и Стравинским, но не принимал музыки Вагнера, несмотря на превосходную интерпретацию «Кольца нибелунга» Ф. Вейнгартнером, выступавшим в «Гранд-опера» в сезоне 1909/10 года. Осведомленный обо всех новых веяниях в искусстве, он легко и быстро освоился в различных кругах артистического Парижа, сумев при этом безошибочно выбрать единомышленников и друзей среди молодых литераторов, художников, музыкантов, актеров, впоследствии вошедших в историю французского и мирового искусства.
В кругу сверстников Мийо считался одним из самых дерзких новаторов, а Сати и Кокто, казалось, были наиболее близки ему по духу. Вместе с друзьями детства — молодыми поэтами Л. Латилем и А. Люнелем Мийо поклонялся живописи П. Сезанна, поэзии Ф. Жамма и П. Клоделя. Уже в 1912 году, благодаря содействию Жамма, Мийо познакомился с Клоделем, который тогда же заинтересовался музыкантом и приблизил его к себе. Несколько лет спустя, в 1916 году, Мийо в качестве секретаря Клоделя отправился в Бразилию, где поэт занимал в то время пост посла Франции.
Сквозь восприятие и интерпретацию Клоделя, выдающегося драматурга — моралиста и философа, Мийо открыл для себя поэзию античности, которая вошла в его творчество как одна из основных тем, получив сложное, порой парадоксально-противоречивое преломление. Но в сознании композитора запечатлелись и более глубинные воздействия, воспринятые в детские и юношеские годы в Эксе. Не раз упоминает он о «духе Средиземноморья», сказавшемся на его эстетических принципах. На протяжении многих лет Мийо сохраняет тесные связи с отчим домом в Эксе, воспевает природу Прованса, его людей, быт, нравы, старину; частыми наездами он обновляет впечатления от этого своеобразного края, сохранившего патриархальные обряды, свой, возрожденный поэтом Ф. Мистралем литературный язык, живую память о славном прошлом провансальской культуры позднего средневековья.