Артюр Онеггер. Раннее творчество (окончание)
Глава №57 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКонтрастом к безрадостным «Песне Нигамона» и «Притче об играх мира» явилась прозрачно-светлая «Летняя пастораль» для камерного оркестра — квартета деревянных, валторны и струнных (1920). Ее песенные темы (см., в частности, пример 17), чистые краски, свирельные наигрыши с подголосками, имитирующими птичий гомон и дремотные шорохи, свидетельствуют о преломлении давних французских традиций. Впрочем, птичий щебет вполне ассоциируется и с птицей из вагнеровского «Зигфрида».
Совместная работа Онеггера и художника Г.-П. Фоконне над постановкой «Притчи об играх мира» была продолжена ими в «Трагической пантомиме» на тему легендарного поединка Горациев с Куриациями. Однако смерть Фоконне заставила Онеггера изменить первоначальный замысел: вместо пантомимы он создал симфоническую поэму «Гораций-победитель» (1921).
Партитура «Горация-победителя» — одно из самых сложных произведений молодого Онеггера. Музыка, изображающая перипетии борьбы и гибели двух античных героев, Горация и Курия, воспринимается как гипертрофированное выражение силы и ненависти, как символ исступленного взаимоистребления людей. Язык поэмы атонален, линии мелоса изломанны, звучания диссонантны, а динамика обострена активным ритмом. Широко применяются полифонические приемы — разнообразные имитации, стретты, инверсии мотивов и т. д.
Как видим, Онеггер к началу 20-х годов не чужд новым художественным веяниям. Вместе с тем в отношении к современности он относительно независим: «Я не делаю культа ни из ярмарки, ни из мюзик-холла, — замечает он, прямо отстраняясь от примитивистских и мюзикхолльных увлечений своих соратников по "Шестерке", — напротив, я поклоняюсь камерной и симфонической музыке, самой серьезной и суровой».