Антонио Мораль: «„Борис Годунов“ станет гвоздем сезона»
22.11.2007 в 13:42.Королевский театр в Мадриде открыл юбилейный сезон оперой Мусоргского «Борис Годунов». Новый художественный руководитель театра Антонио Мораль рассказывает о своей концепции и главных аспектах этого сезона. Он родился в Испании в 1956 году. Основатель престижного журнала «Scherzo» и его главный редактор, Мораль, помимо музыкальной критики для испанских и зарубежных изданий, более 20 лет занимался организацией концертов, оперных спектаклей и фестивалей. Основатель и директор Моцартовского фестиваля в Мадриде, он представил впервые в Испании все оперы композитора: было дано 111 представлений и 200 концертов. Был художественным руководителем Моцартовского фестиваля в Коруне. С 1996 года возглавлял цикл «Духовная музыка» в соборах, с 2003 года — цикл «Музыка и отчизна» в разных исторических местах Испании. Он был основателем и членом жюри Международного «Cannes Classical Awards», Мораль полностью оставил всю эту деятельность, став худруком Королевского театра.
— В чем состоит ваша художественная концепция?
— Театр должен иметь широкую культурную миссию. Но я не люблю эклектичность, поэтому формирую репертуар с учетом связи его элементов. Например, в нынешнем сезоне у нас две главные линии. Первая — это миф об Орфее, так как сейчас широко отмечается 400-летие оперы «Орфей» Монтеверди. На эту тему у нас будут три оперы — «Орфей» Монтеверди, «Орфей и Эвридика» Глюка и «Орфей и Эвридика» австрийского композитора Эрнста Кренека. Надеюсь, что практически неизвестная опера Кренека откроет публике экспрессионизм начала ХХ века. Мы запланировали и концерты музыки Монтеверди.
Вторую линию составляют три оперы — «Джоконда», «Идоменей», «Тристан и Изольда», в драматургии которых присутствует море. Наш репертуар имеет также связки с педагогической программой театра. Это, например, мостик между оперой «Поругание Лукреции» Бриттена и его операми «Ноев потоп» и «Маленький трубочист» в концертной версии для школьников.
Интернет-магазин кальянов «Тым Дым» предлагает широкий ассортимент кальянов и смежных товаров (электронные сигареты, табак и проч.) от зарубежных производителей. Мы работаем напрямую с оптовыми поставщиками в России. Поэтому вы сможете легко выбрать любую подходящую модель и рассчитывать на быструю доставку.
— Что самое сильное в нынешнем сезоне?
— Открытие сезона оперой «Борис Годунов», конечно. Я считаю ее величайшей в истории оперного искусства. Она предстанет в Королевском театре впервые. Постановка «Бориса» показывает возможности театра и его уровень. Для исполнения оперы я пригласил русских певцов: Владимира Маторина, Анатолия Кочергу, Василия Герелло. В роли Бориса — Самуэль Рэми. Ярким моментом сезона станет участие Пласидо Доминго в опере Генделя «Тамерлан». Для столь харизматического певца это будет его первая барочная роль. В «Тамерлане» у нас выступает известный дирижер Поль МакКреш. Постановщик — британец Грэм Вик.
Важной вехой cтанет «Орфей», который открывает в театре оперную трилогию Монтеверди. В каждом последующем сезоне у нас будет новый спектакль с той же самой постановочной группой во главе с Уильямом Кристи. Мы также начинаем трилогию опер Яначека: впервые покажем «Средство Макропулоса», затем «Катю Кабанову» и «Енуфу».
Особый момент сезона — опера-буффа «Красота и добродетель» (1786) в постановке Ирины Брук. Ее написал испанец Мартин-и-Солер, автор 20 опер. Он умер в Петербурге, прожив там 18 лет: был капельмейстером императорских театров, преподавал, писал оперы по заказу и на тексты Екатерины II. «Красота и добродетель» — одна из трех партитур, сочиненных для Венской Оперы. В свое время этот композитор был не менее популярен, чем Моцарт; оба писали оперы на тексты Да Понте.
Будет и цикл Бетховена: мы покажем оперу «Фиделио»; впервые у нас будет дирижировать Клаудио Аббадо. В концертном исполнении прозвучит опера «Леонора» (дирижер Айвор Болтон): она станет центром небольшого фестиваля музыки Бетховена с концертом пианиста Маурицио Поллини.
— Как вы отметите 10-летие возрождения театра?
— Мы дадим большой концерт с участием солистов, оркестра и хора; одновременно отметим и его 110-летие. Я отказался от традиционной программы оперных арий. У нас прозвучат «Stabat Mater» и «Te Deum» Верди и «Stabat Mater» Россини. В течение всего этого года идут радио- и телепередачи. Мы выпустили DVD с показом работы всех служб театра.
Наш театр еще молод, у него больше будущего, чем прошлого. В течение 75 лет он был активным, но с 1925 года оперная жизнь в Мадриде замерла из-за войны, диктатуры Франко, экономических трудностей. В 1966 — 1991 годы он был концертным залом. После реконструкции в 1997 году в театре идут оперные спектакли, которые мы часто записываем на DVD.
— Все спектакли вы ставите совместно с другими театрами.
— И это хорошо. Из 11 постановок — 8 новых, но три премьеры состоятся у нас, потому что мы главные создатели спектаклей «Орфей», «Красота и добродетель» и «Танкред».
— Как вы выбираете режиссеров, дирижеров и артистов?
— Прежде всего я ищу специалистов, что особенно важно для достижения качества. Например, музыка барокко требует одних людей, а оперы Моцарта — других. Так, в частности, я нашел француженку Вероник Жанс, превосходное сопрано для моцартовского репертуара.
— Сегодня сложилась мода на осовременивание старых опер. Без связи с музыкой и либретто ловкие режиссеры стремятся лишь эпатировать публику. Что вы думаете об этом?
— Нам нужны умные постановщики, а не те, кто вызывает полемику. Постановку «Орфея» у нас осуществит Пьер Луиджи Пицци, известный мастер барокко. «Бориса Годунова» поставил Клаус Микаэль Грубер. Его спектакль экстравагантный, Грубер оперный новатор, но не провокатор. «Танкред» — опера статическая. На ее постановку я пригласил Яниса Коккоса, потому что он хорошо контролирует статику и действие. Я приглашаю больших мастеров; они делают хорошую работу ради искусства, а не для эпатажа публики. Я доверяю специалистам, но не могу сказать, что будет в итоге.
— И последний вопрос — ваша любимая опера?
— «Борис Годунов». Эта опера очень современная, так как Мусоргский ее написал новым музыкальным языком. Для меня самые важные оперы — «Борис», «Орфей» и «Тристан». Они открыли новую музыкальную технику и позволили оперному жанру идти вперед.
Беседу вел Виктор Игнатов