Опера Римского-Корсакова «Золотой петушок»

The Golden Cockerel

12.01.2011 в 13:15.
Додон встречает Шемаханскую царицу

Небылица в лицах, опера в трех актах (с введением и заключением) Н. А. Римского-Корсакова; либретто В. Бельского по сказке А. С. Пушкина.
Первая постановка: Москва, оперный театр Зимина, 24 сентября 1909 года.

Действующие лица: Царь Додон (бас), Шемаханская царица (сопрано), Звездочёт (тенор), Царевич Гвидон (тенор), Царевич Афрон (баритон), Полкан (бас), Амелфа (меццо-сопрано).

Действие происходит в Тридесятом царстве.

Введение

Перед занавесом с волшебным ключом в руках появляется Звездочет. Он говорит зрителям:

Здесь пред вами старой сказки
Оживут смешные маски.
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

Действие первое

В обширной палате во дворце славного Додона идет заседание боярской думы. Царь обращается к боярам за советом, как охранить царство от нападения. Старший сын царя, Гвидон, считает, что «весь источник наших бед в том, что близок к нам сосед... Уберем же рать с границы и поставим вкруг столицы...» Бояре и царь Додон выражают шумное одобрение. Только старый воевода Полкан позволяет себе усомниться в этом проекте.Царевич Афрон предлагает распусппь рать совсем, «а за месяц перед тем, как напасть на нас соседям, мы навстречу им поедем». Додон растроган сообразительностью сына. Но Полкан отклоняет и предложение Афрона, справедливо сомневаясь, что злой сосед станет предупреждать Додона за месяц о своем нападении. Дума не знает, на что решиться. Бояре предлагают погадать, только вот на чем: на бобах или на квасной гуще? Разгорается спор. В это время в палату входит Звездочет. Он дарит Додону волшебного Золотого петушка, который будет предупреждать об опасности. Царь обещает Звездочету все, что тот пожелает: «Волю первую твою я исполню, как мою». Старец уходит; успокоенный же Додон ложится подремать, и скоро спит непробудным сном весь его двор. Но вдруг тишина нарушена резким криком Петушка: «Кирики, кирикуку! Берегись, будь начеку!» Начинается шум и суета. Царь снаряжает войско во главе с сыновьями-царевичами, а сам снова ложится спать. Но сон его недолог. Петушок вторично возвещает об опасности, и Додону самому приходится отправляться в поход.

Действие второе

Ночь. Тусклый месяц озаряет ущелье, на дне которого лежат убитые царевичи — братья вонзили свои мечи друг в друга. В ущелье спускается рать Додона. Царь с ужасом взирает на страшную картину. Начинает светать, и изумленный Додон видит пестрый шатер. Из шатра выходит красавица и песней встречает восходящее солнце. Додон покорен ее внешностью и пением и спрашивает незнакомку, кто она и откуда. Та отвечает, что она — Шемаханская царица и собирается завоевать его город. Тогда Додон предлагает царице стать его женой. Она соглашается, но это не мешает ей зло издеваться над тупым и неповоротливым Додоном, чего последний, впрочем, даже не замечает. Они садятся в золотую колесницу и уезжают.

Действие третье

Народ ждет возвращения царя. Под звуки труб вьезжает колесница; в ней Додон и Шемаханская царица. Народ приветствует их. Сквозь толпу пробирается Звездочет. Он напоминает царю об его обещании и просит подарить ему Шемаханскую царицу. Додон пробует образумить старика, предлагая хоть полцарства своего, но Звездочет упрямо стоит на своем. Тогда, осерчав, Додон ударяет его жезлом по лбу, и Звездочет падает мертвым. Солнце прячется за тучи, раздается удар грома. Петушок е тихим звоном слетает со спицы и клюет Додона в темя. Додон умирает. Когда тьма рассеивается, то уже нет и следа Шемаханской царицы и Петушка.

Заключение

«Вот чем кончилася сказка», — заключает оперу Звездочет, —

Но кровавая развязка,
Сколь ни тягостна она,
Волновать вас не должна.
Разве я лишь да царица
Были здесь живые лица,
Остальные — бред, мечта,
Призрак бледный, пустота...

В. Панкратова, Л. Полякова


ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК — небылица в лицах Н. Римского-Корсакова в 3 д. с прологом и эпилогом, либретто В. Бельского по «Сказке о золотом петушке» А. Пушкина. Премьеры первых постановок: Москва, Опера Зимина, 24 сентября 1909 г., под управлением Э. Купера; Большой театр, 6 ноября 1909 г., под управлением В. Сука (А. Нежданова — Шемаханская царица).

«Золотой петушок» - последняя опера Римского-Корсакова и одно из высших его достижений. В цикле сказок, начатом «Снегурочкой», это произведение ближе всего к «Сказке о царе Салтане» и «Кащею бессмертному». Но сатирические мотивы получают здесь еще более яркое воплощение, «небылица в лицах» становится обличением деспотизма. Додон, в отличие от Салтана,— жестокий, глупый, сластолюбивый и в то же время бессильный тиран. Он поработил своих подданных и довел их до полного отупения. Под его властью нет народа, а только обыватели, достойные своего владыки. Для характеристики Додонова царства Римский-Корсаков не жалеет красок. Но сатира не исчерпывает содержания оперы. Образам Додона, мамки Амелфы, воеводы Полкана, царевичей Афрона и Гвидона противостоят фигуры Звездочета и Шемаханской царицы. Действенная функция их довольно сложна. Царицу чаще всего считают олицетворением красоты, поэзии, искусства, для чего ее партия, насыщенная ориентальными оборотами, дает основания. И все же такая трактовка не раскрывает этот образ полностью.

Менее всего занимало композитора противопоставление красоты уродству: в образе царицы заключено не только очарование красоты, но и бездушие по отношению к людям, страх перед Звездочетом, олицетворяющим мудрость. Дочь Востока связана с чародеем тайными узами — об этом говорит музыка. Звездочет хочет овладеть ею, и для него Додон лишь орудие достижения этой цели. Однако царица хитрее, изобретательнее и мудрого Звездочета, и тупого Додона. Она исчезает во тьме, ускользая от обоих соперников. Таинственность, недосказанность составляют основное ее свойство.

Смерть Додона повергает обитателей царства в смятение. Безысходность господствует, холопские стенания толпы гротескно преувеличенны. В эпилоге Звездочет иронически утешает публику, указывая на нереальность, призрачность Додонова царства, однако условность представления немедленно разрушает крик Золотого петушка — сказка обрывается на тревожной ноте.

Последняя опера Римского-Корсакова лишена положительных героев. В ней запечатлены горестные раздумья композитора о судьбе России в эпоху после революции 1905 г. По богатству красок, яркости звуковой палитры, мудрой изобретательности, гармонической уравновешенности всех элементов это произведение удивительное. Но оно не сразу нашло доступ на сцену. Вмешательство цензуры, мытарства, связанные с этим, обострили болезнь Римского-Корсакова и ускорили его кончину. Впервые «Золотой петушок» был исполнен, с урезанным либретто, уже после смерти композитора. Эта самая сложная из всех его опер раскрылась в первых постановках не во всей полноте и богатстве. Образу Звездочета придавались мистико-символистские черты, подчеркивалась карикатурность Додона и эстетизировалась Шемаханская царица. Буффонада и гротеск, смакование грубости в изображении Додона снижали остроту сатиры. В некоторых спектаклях сатирическое начало вообще отсутствовало. Так, в 1914 г. в Париже (а затем в Лондоне) во время одного из «Русских сезонов» С. Дягилева опера была представлена в виде утонченного зрелища — балета, сопровождаемого пением неподвижных артистов. Этот эстетский спектакль вызвал протесты в России, в частности со стороны семьи композитора.

Советский театр стремился освободить оперу от мистики и эстетизации, подчеркивая сатирическую сторону. Долго и упорно над «Золотым петушком» работали В. Лосский, Н. Смолич. Наиболее значительные спектакли: Петроград, Театр оперы и балета (1919, под управлением Г. Фительберга); там же, Театр комической оперы (1923, под управлением С. Самосуда); Москва, Большой театр (1932, под управлением Н. Голованова), Саратов (1948), Ленинград, Малый театр оперы и балета (1966). Опера снискала популярность за рубежом: Нью-Йорк (1918, под управлением П. Монтё), Берлин (1923, под управлением Л. Блеха), Франкфурт-на-Майне (1925), Буэнос-Айрес (1926), Вроцлав (1950), Лондон и Сан-Франциско (1954) и др. Актер и режиссер театра Кабуки Э. Ичикава представил в парижском театре «Шатле» оригинальную интерпретацию оперы, впоследствии перенесенную на сцену Мариинского театра в Петербурге (премьера — 16 августа 2003 г.).

А. Гозенпуд

Записи

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова