Монюшко. «Зачарованный замок» и другие произведения

Глава №133 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

После «Гальки» Монюшко, уже прославленный композитор и видный общественный деятель, продолжал интенсивно сочинять в оперном и вокально-драматическом жанрах. В этот период его внимание поглощено задачей создания национальной комической оперы в духе прославленных произведений польского комедийно­го драматурга Александра Фредро. Опера «Зачарованный замок» *

* На либретто Хенципьского.

(1861—1864) знаменует собой не только рождение польской музы­кальной комедии, но и вершину мастерства самого композитора. Сохранив мелодическое богатство «Гальки», это позднее произведе­ние композитора отличается гораздо большим разнообразием эмо­циональных оттенков и характеристических деталей, значительно большим сценическим мастерством, театральностью и динамикой музыки. Раскрытие музыкальными средствами атмосферы старин­ной шляхетской усадьбы, показ фантастики в гротескном плане — все это знаменовало новое явление в польской музыке. На публику 60-х годов образы польского военного лагеря и рыцарей в латах (которыми открывалось первое действие оперы) производили по­трясающее впечатление. До национальной самобытности «Зачаро­ванного замка» не поднялась впоследствии ни одна польская опера.

Из других опер Монюшко следует отметить «Графиню» (1859), тонкую сатиру на аристократическое общество, «Verbum nobile» (1861), оперу в комедийном жанре, в известной мере подготовив­шую «Зачарованный замок», «Парию» (1859—1869) на сюжет из индийской жизни с социальной направленностью, написанную для Парижа, но не имевшую там успеха.

К достижениям Монюшко последнего десятилетия его жизни относится ряд хоровых произведений на тексты Мицкевича: «При­зраки» (до 1859 года, первое исполнение — 1865), «Крымские соне­ты» (1867), баллада «Пани Твардовская» (1869).

Особо выделяется кантата «Призраки» («Дзяды»), принадлежа­щая к лучшим произведения композитора. Поэт задумал свою поэму как драматическую постановку без сцены, но с участием му­зыки. Композитор воплотил эпически-грозные образы Мицкевича, его идею суда народной совести, выраженную в древнем обряде, необычными средствами, отличающимися от приемов оперной му­зыки.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова