Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Берлиоз. Реквием. Траурно-триумфальная симфония

Глава №114 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

На протяжении почти всей своей творческой жизни Берлиоз ис­пытывал тяготение к массовой гражданской музыке, связанной с революционными идеями. В юности он сочинил сцену «Греческая революция» (1826) и «Ирландские песни» на тексты поэта-патрио­та Томаса Мура (1830). В июльские дни 1830 года он обработал «Марсельезу» для двойного хора, оркестра и всех тех, «у кого есть голос, сердце и кровь в жилах» (авторская надпись на парти­туре). В 1832 году у него возник замысел грандиозной семичастной симфонии, посвященной триумфальным победам Наполеона. Многие замыслы этой неосуществленной симфонии вошли впослед­ствии в выдающиеся гражданские произведения Берлиоза: в «Тра­урно-триумфальную симфонию» и «Те Deum». В 1846 году его об­работка «Ракочи-марша» вызвала взрыв патриотических чувств в Венгрии.

К наиболее вдохновенным произведениям Берлиоза относится «Реквием» (1837), задуманный в честь памяти героев Июльской революции. До конца жизни композитор предпочитал его всем сво­им творениям. «Реквием» Берлиоза, убежденного атеиста, беско­нечно далек от католических заупокойных месс. Это гражданская лирика в монументальном плане. Но Берлиоз подчеркивает не столько философский смысл, сколько эмоционально-драматические черты литургического текста. Он последовательно раскрывает мно­гообразие глубоких человеческих страстей: страха, надежды, сми­рения, мольбы, радости, мужества, веры.

Музыка «Реквиема» уникальна по своей самобытной красоте. Она построена на грандиозных контрастах звуковых масс, мощных нарастаниях. Величие готических форм, потрясающая сила звуча­ния, блестящая декоративность сочетаются с тонкостью деталей, а оригинальность мелодики и инструментовки — с широчайшей до­ступностью *.

* «Реквием» Берлиоза написан для громадного состава (200 хористов, 140 оркестрантов, 4 дополнительных духовых оркестра и множество ударных инструментов).

Берлиоз сумел создать произведение, в котором гармонически сливаются мощный гражданский пафос с трога­тельной лирикой. Воздействие этой музыки и по сей день необык­новенно.

Новаторские композиционные приемы характеризуют почти каждый из десяти номеров. Так, в знаменитом «Dies irae», построенном на непрерывном переплетении трех музыкальных фраз в старинном церковном стиле, в момент кульминации вторгается величественная грозная фанфара. Она исполняется четырьмя духовыми оркестрами, расположенными в различных углах концертного помещения. Берлиоз создает в качестве своеобразного противосложения «фанфаре рока» движение у больших барабанов и литавр. Их рокот усиливает чувство страшного и неотвра­тимого.

В «Domine Jesu» партия хора построена на двух неизменно повторяющихся звуках (ля и си-бемоль), словно обвиваемых полифонической музыкой оркестра. Этим приемом достигается ощуще­ние потрясающего трагизма. В «Requiem» и «Kyrie» из восходящей гаммы у струнных рождается хоровая партия, содержащая заме­чательные хроматические и ладотональные эффекты. При яркой индивидуальности контрастирующих номеров, они связаны общими интонациями, а в последнем номере, «Agnus Dei», Берлиоз даже возвращается к теме «Reguiem».

По новизне интонационного строя и композиции, по драматизму «Реквием» не имеет себе равных в музыке того времени, за исключением «Те Deum» самого Берлиоза (1849—1850) для трех хоров с оркестром и органом. Композитор называл «Те Deum» «двойником» своего «Реквиема».

Величественным памятником народно-революционных идеалов Франции служит последняя симфония Берлиоза «Траурно-триумфальная» для духового оркестра (и струнного с хором ad libitum, 1840). Она написана к торжественной церемонии перенесения пра­ха жертв июльских событий 1830 года. В этом произведении нет ощутимых связей с «литературно-программными» симфониями ав­тора. Она далека и от бетховенских симфоний. Героико-трагическая тема трактована в традициях народно-национального искус­ства, в частности в духе массовых жанров революции 1789 года.

Предназначенная для исполнения на открытом воздухе с участием многотысячной толпы, она монументальна и плакатна. В трех частях симфонии — «Похоронный марш», «Надгробная речь» (соло тромбона), «Апофеоз» — оживают театрализованные образы революционного искусства Франции XVIII века: народные процес­сии, посвященные смерти героев, речи революционных ораторов, гимны, исполняемые многотысячной толпой. Рельефные мелодии, обобщающие интонации революционных жанров, простые гармо­нии, грандиозное оркестровое звучание, ясность построения прида­ют этой симфонии широкую доступность. Массовость сочетается в ней с возвышенной вдохновенностью.

«Слушая эту симфонию, я живо чувствовал, что любой мальчишка в синей блузе и красном колпаке должен ее вполне пони­мать, — писал Вагнер о «Траурно-триумфальной симфонии», — ...высокий энтузиазм, поднимающийся от тона оплакивания до высочайших вершин апофеоза, оберегает это произведение от всякой нездоровой экзальтации… Симфония эта будет жить и возбуждать в сердцах отвагу до тех пор, пока будет существовать нация, носящая имя Франции».


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова