Берлиоз. Симфония «Гарольд в Италии»

Глава №112 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Вторая симфония Берлиоза — «Гарольд в Италии» (1834) — Отразила итальянские впечатления автора. Наряду с картинами Природы и быта к ним относится увлечение композитора Байро­ном. Хотя название симфонии и связано с самой знаменитой поэ­мой английского романтика, однако в ее музыкальных образах меньше «байронизма», чем в «Фантастической». Жанровость, бли­зость к итальянскому фольклору, звукоизобразительность характе­ризуют это произведение, и в особенности его наиболее яркие и оригинальные средние части.

Первая часть — «Гарольд в горах. Сцены меланхолии, сча­стья и радости» — тесно связана с итальянской народной музыкой.

Во второй части — «Шествие пилигримов, поющих вечернюю молитву» — приемами тончайшей звуковой записи создается кар­тина приближающейся и удаляющейся процессии. Звучание хо­ровой литании смешивается с гулом колоколов. Вариационное развитие этой темы отличается исключительным богатством коло­рита.

Третья часть — «Любовная серенада горца в Абруццах» — близка по музыке наигрышам итальянских пастухов (pifferari) и народным напевам.

Финал — «Оргия бандитов», — рисующий смерть героя в раз­бойничьей пещере, напоминает вакханалию в финале «Фантастической симфонии».

Сильная и оригинальная сторона музыки «Гарольда в Ита­лии» — тончайшая красочно-изобразительная инструментовка. Берлиоз широко применил здесь также новый прием конкретиза­ции образа посредством «лейттембра». Тембр альта неизменно со­путствует теме, проходящей через все произведение и олицетво­ряющей собой байроновского героя *.

* Симфония выросла из сонаты для альта, которую по просьбе Паганини Берлиоз взялся сочинить для него.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова