Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Шуман. Увертюра «Манфред». Фортепианный концерт

Глава №94 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Свои наиболее выдающиеся симфонические произведения Шу­ман создал в жанрах, не связанных с традициями циклической симфонии. Его увертюра к «Манфреду» и фортепианный концерт с оркестром благодаря значительности идеи, яркости и новаторст­ву художественного стиля возвышаются над всеми его симфониями.

Увертюра к «Манфреду» (1849) отразила общую идею байроновской философской поэмы в преломлении композитора. Манфред, с его глубоким и пытливым умом, но разъедаемый скепсисом и разочарованный в людях, этот Фауст XIX столетия, таил в себе, с точки зрения Шумана, нечто глубоко типичное для современности.

С бетховенской страстностью и драматизмом Шуман создает в увертюре свой образ Манфреда, вечно мятущегося, противоречиво­го и сложного, с его неразрешимым душевным конфликтом и тра­гическим концом. Эта увертюра является прямым потомком бетховенских увертюр, в частности «Кориолана». Ни в одной своей симфонии Шуман не достиг подобной степени драматизма, кон­трастности и насыщенности тем.

Яркие черты романтического поэмного симфонизма (интонаци­онные связи, отсутствие ясных границ между партиями, значитель­ная роль колористического элемента) гармонически сочетаются с бетховенским динамичным, целеустремленным развитием, с ясной драматургической функцией каждой темы.

Смелость и оригинальность увертюры к «Манфреду» ставит ее рядом с лучшими фортепианными произведениями Шумана, а глу­биной мысли и эмоциональной мощью она превосходит их.

Фортепианный концерт a-moll (1841—1845) *

* Первая часть была написана в 1841 году, вторая часть и финал — в 1845-м.

— самый значи­тельный в этом жанре в немецкой музыке середины XIX века. Композитор задумал его «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом».

В первой части с большой художественной убедительностью осуществлен прием обогащения сонатной формы принципами вари­ационного развития. Главная тема, многократно трансформируясь, показана в разнообразных аспектах. Сравним, для примера, глав­ную тему с контрастирующим эпизодом из разработки — меч­тательная As-dur'ная тема, с ее характерным для романтического пианизма педальным звучанием, является мелодическим вариан­том первой:

Музыкальное изложение в целом романтически свободно, кра­сочно.

Вторая часть, Intermezzo, характеризуется интимной лиричностью, свойственной камерным произведениям. Концерт Шумана развивает лирическую линию концертного жанра, предвосхищая фортепианный концерт Грига.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова