Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Скрипичный концерт Мендельсона

Глава №81 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

И только в гениальном скрипичном концерте e-moll (1844) Мендельсон достиг той высокой драматичности, которая позволяет говорить о следовании бетховенским симфоническим традициям. Вместе с тем это произведение от первого до последнего звука овеяно романтической поэзией.

В концерте — одном из последних и самых зрелых инструмен­тальных произведений Мендельсона — сосредоточены наиболее ха­рактерные черты творчества композитора: песенная лирика, ро­мантическое чувство природы, искрящаяся скерцозность. Замеча­тельная красота и выразительность всех деталей изложения, красочный и тонкий инструментальный колорит сочетаются с классицистской строгостью формы. При этом Мендельсон создает новый тип романтической сонатности, в котором побочная партия, олице­творяющая собой образы мечты, вытесняет более «действенную» главную. Композитор пытается слить три части цикла и этим при­ближается к романтически-поэмному типу симфонизма. Мендель­сон достигает в скрипичном концерте той эмоциональной силы и приподнятости, которых ему нередко не хватало в других симфонических произведениях.

Появление скрипичного концерта Мендельсона стало крупней­шим событием в инструментальной музыке послебетховенского периода. В годы широкого распространения поверхностных, внешне эффектных концертных пьес, когда, по ироническому выражению Шумана, некоторые процветающие композиторы сначала сочиняли виртуозные пассажи, а потом задумывались над тем, как бы за­полнить промежутки между ними, концерт Мендельсона, наряду о аналогичными произведениями Шопена и Шумана, выделяется серьезностью чувства и художественным совершенством.

Он сыграл большую роль и в обогащении технических ресурсов современного скрипичного исполнительства. Но у Мендельсона но­вые виртуозные приемы были неразрывно связаны с поэтическими образами. Показательно, что, вопреки обычаю, который давал право исполнителю играть каденцию по собственному выбору, Мендельсон сам сочинил ее и вписал в ноты, органически связав со стилем и формой произведения.

Широта образов, яркость, вдохновенность и бетховенская дра­матичность делают скрипичный концерт лучшим симфоническим произведением Мендельсона и одним из наиболее выдающихся яв­лений в мировой скрипичной литературе *.

* Он занимает место в одном ряду с такими выдающимися образцами концертной музыки для скрипки, как концерты Бетховена, Чайковского, Брамса.
Два фортепианных концерта Мендельсона, g-moll и d-moll, уступая скри­пичному по масштабности и драматизму, тем не менее принадлежат к прекрасным образцам романтической концертной литературы.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова