Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Симфонии Мендельсона

Глава №80 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Из пяти симфоний Мендельсона две — «Итальянская» и «Шот­ландская» — удержались в мировом симфоническом репертуаре. Обе тесно связаны с классицистскими традициями.

«Итальянская симфония» A-dur (1833) была создана под непо­средственным впечатлением поездки композитора по Италии. Для Мендельсона характерно, что в Италии он прежде всею увидел ее живое народное творчество (в отличие от многих романтических художников, которых Италия привлекала как «музей Ренессанса» или страна «разбойничьей романтики»). Симфония проникнута светлыми, теплыми тонами итальянского фольклора.

В первой части воплотились образы веселого танца. Своеобраз­ное соединение итальянских народных интонаций с приемами вен­ской классической симфонии образует характерную черту Allegro vivace (так же, как и финала). Итальянские народно-песенные темы приобретают у Мендельсона форму «квадратных» периодов, типичных для венского классицистского стиля XVIII века (заме­тим попутно, что сходные итальянские темы у Берлиоза и Листа трактованы значительно свободнее). В сонатной схеме Allegro также нет отступлений от установившейся формы. Ясная группи­ровка тематизма, целеустремленная мотивная разработка выдер­жаны в духе венской танцевальной симфонии. Вторая часть — элегическая, с оттенками меланхолии — близка немецким песен­ным и хоровым традициям. Напевный менуэт лучезарностью и идилличностью напоминает музыку Моцарта. «Скерцозный», вир­туозно инструментованный финал написан на основе народного итальянского танца — головокружительного saltarello:

Среди симфоний послебетховенского периода «Итальянская» выделяется своей гармоничностью, мелодической свежестью, пла­стикой формы. Нежная, «акварельная» инструментовка, богатая множеством тонких нюансов, придает ей особенное обаяние.

«Шотландская симфония» a-moll (1830—1842), начатая одно­временно с «Итальянской», была закончена лишь двенадцать лет спустя. Она представляет интерес как обобщение и поэтизация бы­товой, преимущественно лирической музыки.

В отличие от солнечной «Итальянской», на «Шотландской сим­фонии» лежит печать суровости и меланхолии. Так Мендельсон воспринял северную природу страны, ее мрачные исторические предания и своеобразный бытовой колорит. Симфония отличается от «Итальянской» и более субъективным, лирическим настроением, и более широким и контрастным кругом образов. В ее музыке ощутимы следы воздействия новейшего симфонизма (сюда отно­сятся последняя симфония Шуберта, первые симфонические произ­ведения Шумана), романтической камерной музыки (прежде всего «Песен без слов» самого Мендельсона) и бытового городского ро­манса. Это отразилось и в новаторских тенденциях трактовки фор­мы, и в особенностях мелодического стиля.

Развернутое вступление, построенное на лирической «романс­ной» теме, предваряет меланхолическое настроение Allegro un росо agitato и подготавливает его интонационно. Господство песенных и танцевальных тем опять-таки указывает на преемственность с венской классической музыкой. Но интонационная выразитель­ность, связанная с современным городским романсом, придает «Шотландской симфонии» новый задушевно-элегический оттенок, характерный для немецкого романтического симфонизма в целом *.

* Так, например, тема вступления «Шотландской симфонии» напоминает по своему интонационному складу тему из Andante шубертовской С-dur'ной симфо­нии, главную тему фортепианного концерта Шумана и тему «Романса» из Четвертой симфонии Шумана. Заключительная тема «Шотландской симфонии» имеет много общего с темой побочной партии Девятой симфонии Шуберта. Сходные романсные интонации ощутимы в Четвертой симфонии Брамса и т. д.

Самая оригинальная часть симфонии — скерцо — окрашено подлинно народным колоритом. Ее главная тема построена на пентатоническом обороте и содержит характерную синкопу, кото­рая часто встречается в шотландских песнях:

Солирующий кларнет подражает тембру шотландской волынки — bag-pipe (известно, что во время пребывания в Шотландии Мендельсон присутствовал на состязании народных дудочников). По мере развития темы ее народный ладовый колорит затушевы­вается, но хороводный характер музыки выдержан до конца. Ра­дужное скерцо с его тонкой и яркой игрой оркестровых и гармони­ческих красок контрастирует с сумрачной инструментовкой и романсной чувствительностью других частей симфонии.

В Adagio Мендельсон стремился воплотить свои впечатления от исторических памятников Шотландии, от мрачных легенд, воз­никших вокруг романтизированной личности Марии Стюарт. Но в музыке Adagio нет трагического пафоса. Она близка «Песням без слов» по чувствительному настроению и по характерным вырази­тельным приемам.

Развернутый оживленный финал возвращает слушателя в инто­национную сферу Allegro. Это наиболее динамичная часть цикла. Он заканчивается просветленной торжественной кодой — верши­ной развития всей симфонии.

Новаторство в трактовке формы проявляется прежде всего в интонационном единстве тем и частей. Так, лирической теме вступ­ления интонационно родственны главная тема первой части, побочная тема (которая является лишь полифонизированным вари­антом главной), заключительная тема, главная тема финала и тема коды:

Отсутствие перерывов между частями и единая общая кульми­нация в конце придают «Шотландской симфонии» черты общности с симфонической поэмой.

Менее удались Мендельсону симфонии, претендующие на про­должение бетховенских героических традиций. В «Реформационной» d-moll, посвященной Лютеру, заканчивающейся хоровым фи­налом, и в симфонии-кантате «Хвалебный гимн» Мендельсон пы­тался следовать по пути Девятой симфонии Бетховена (одного из наиболее любимых им произведений). Но музыка этих двух сочи­нений содержит много общих мест и лишена внутренней драматич­ности *.

* Юношеская симфония Мендельсона с-moll полна мелодической свежести и непосредственности. Однако в ней еще очень слабо выражена творческая индивидуальность автора и особенности романтического музыкального стиля.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова