Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера в Германии после Вебера

Глава №74 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Дальнейшему развитию немецкого музыкального театра меша­ла общественная реакция 20-х годов. Она дала о себе знать и в творчестве самого Вебера, не сумевшего осуществить свой замы­сел — создать народно-героическую оперу. После смерти компози­тора развлекательная чужеземная опера вновь заняла господствующее положение в репертуаре многочисленных театров Германии *.

* Так, например, между 1830 и 1849 годами в Германии было поставлено сорок пять французских опер, двадцать пять итальянских и двадцать три не­мецких. Из немецких опер лишь девять принадлежало современным компози­торам.

Только небольшая группа немецких композиторов того време­ни — Людвиг Шпор, Генрих Маршнер, Альберт Лорцинг, Отто Николаи (1810—1849) — оказалась способной выдержать сорев­нование с бесчисленными произведениями французской и итальян­ской оперных школ.

Альбepт Лорцинг (1801—1851 ), ставивший перед собой за­дачу демократизации немецкой оперы, продолжал традиции ста­ринного немецкого зингшпиля. Реалистически-бытовое содержание его опер свободно от фантастических элементов. Некоторые произ­ведения написаны на сюжеты из жизни ремесленников и крестьян («Два стрелка», 1837; «Оружейник», 1846), в других нашли отра­жение идеи освободительной борьбы («Поляк и его сын», 1832; «Андреас Хофер», пост. 1887). В операх «Ганс Закс» (1840) и «Сцены из жизни Моцарта» (1832) Лортцинг пропагандировал достижения национальной культуры. Сюжет оперы «Царь и плот­ник» (1837) заимствован из биографии Петра I.

Музыкально-драматическая манера Лортцинга характеризуется ясностью и изяществом. Жизнерадостная, напевная музыка, близ­кая народно-бытовому искусству, придавала его операм большую доступность. Но вместе с тем искусство Лортцинга отличается легковесностью и отсутствием художественного новаторства.

Генрих Маршнер (1795—1861) следовал преимущественно по пути романтических произведений Вебера. В операх «Вампир» (1828), «Рыцарь и еврейка» (по роману «Айвенго» Вальтера Скотта, 1829), «Ганс Гейлинг» (1833) проявилось яркое музыкаль­но-драматическое дарование композитора. Некоторыми особенно­стями своего музыкального языка, в частности использованием хроматизмов, Маршнер предвосхитил Вагнера. Однако даже его наиболее значительным операм присущи эпигонские черты, утри­рованная театральная эффектность, стилистическая пестрота. Уси­лив фантастические элементы веберовского творчества, он утратил органическую связь с народным искусством, идейную значитель­ность, силу чувства.

Передовая общественность не заблуждалась относительно пре­ходящего значения немецких опер того периода. В музыкальной прессе Германии многократно звучали голоса, призывавшие ком­позиторов сломить сопротивление театральной рутины и, следуя по стопам Вебера, создать подлинно национальное оперное искус­ство.

Но только в 40-х годах, в период нового демократического подъема, в искусстве Вагнера нашли продолжение и развитие важ­нейшие художественные принципы, впервые найденные и разрабо­танные в зрелых романтических операх Вебера.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова