Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Карл Мария фон Вебер. «Оберон»

Глава №73 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Последняя опера Вебера, «Оберон» (1826) на сюжет Виланда, внесла в музыку образы светлой народно-сказочной фантас­тики.

В виде своеобразного протеста против «серых будней» реаль­ной жизни, в поисках воображаемой идиллии и красоты поэты-романтики создали в своих произведениях прекрасный феерический мир. Этот мир романтической мечты впервые получил музыкаль­ное воплощение в «Обероне» Вебера. Композитор придал ему иг­ривое, скерцозное освещение.

Музыка оперы словно проникнута волшебным светом. Картины природы (воздушные танцы эльфов при лунном свете, русалки, выплывающие из сверкающего океана, полеты духов воздуха, воды и земли) переданы искрящимися, тончайшими по своим оттенкам красками оркестра. С особой виртуозностью и выразительностью использованы валторна и деревянные духовые инструменты (клар­нет, флейты).

Богатство оркестровой и гармонической палитры сочетается в «Обероне» с предельной простотой музыкальных форм. Яркая ме­лодичность народно-бытового склада и танцевальные ритмы про­низывают многие номера этой оперы.

Великолепная увертюра «Оберона», полностью построенная на темах из оперы *,

* Первый мотив перенесен из картины видения (первое действие). Следую­щий тематический элемент вступления, воздушный и радужный (флейты и клар­неты divisi), встречается в самом начале оперы как характеристика порхающих фей в царстве Оберона. Третья тема вступления звучит в феерическом шествии в конце оперы.
В сонатной экспозиции господствуют темы тех сцен, где действуют не фан­тастические, а реальные существа. Главная и связующая партии сонатного al­legro разрабатывают тему инструментального сопровождения из квартета во вто­ром действии, где влюбленные пары отправляются в морское путешествие.
Переход от связующей темы к побочной отличается редкой свежестью и красотой благодаря необычной и неожиданной модуляции. Побочная партия яв­ляется частью большой арии Гюона из первого действия, воспевающей силу любви. Она поражает своей инструментовкой (соло кларнета). «Вальсовая» заключительная тема взята из большой арии-сцены Реции. Разработка строится на мотиве, перенесенном из фантастической сцены Пёка и духов природы (вто­рое действие). В репризе отсутствует побочная партия, которая прозвучала как динамическая кульминация в разработке.

отразила сказочную атмосферу произведения и его скерцозные образы. Первый мотив увертюры (соло валтор­ны), характеризующий волшебный рог Оберона, стал музыкаль­ным символом для изображения мира грез романтиков:

По блеску, тонкости, богатству красок эта увертюра выделяет­ся среди всей современной симфонической музыки. Многие компо­зиторы-романтики следовали по пути, проложенному Вебером; Мендельсон в увертюре и скерцо из «Сна в летнюю ночь», Бер­лиоз в скерцо «Феи Маб», Шуман в сцене Ариеля из «Фауста».

Новым в «Обероне» оказался и экзотический колорит традици­онно комедийных «восточных» сцен. В их музыке Вебер использо­вал подлинный ориентальный мотив, записанный одним из путе­шественников по Востоку.

Однако драматургия «Оберона» представляет собой шаг назад по сравнению с «Эвриантой». Вебер писал свою последнюю оперу по заказу лондонского театра, и необходимость подчиниться опре­деленным требованиям сковывала его. В соответствии с традиция­ми английского музыкального театра, опера была задумана как разговорная пьеса в «легком жанре» с музыкальными вставками, где преобладают замкнутые песенные номера. Хотя в «Обероне» и имеются две развернутые арии-сцены (ария Гюона из первого ак­та и ария Реции из второго акта), все же драматические элементы здесь мало характерны. Вебер рассматривал музыкальный текст оперы как временный вариант. Но его намерение переделать «Оберона», приблизив к традициям немецкого музыкального теат­ра, так и осталось неосуществленным. Напряжение, связанное с постановкой оперы в Англии, было не по силам композитору, дав­но больному туберкулезом. Он умер в Лондоне 5 июня 1826 года.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова