Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Вебер. Фортепианные пьесы «Приглашение к танцу», «Концертштюк»

Глава №71 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Фортепианные пьесы позднего периода: «Приглашение к танцу, «Концертштюк»

Расцвет музыкально-драматического дарования Вебера совпал с новыми достижениями композитора в области фортепианной музыки. Спутниками «Волшебного стрелка» были две программные пьесы — «Приглашение к танцу» и «Концертштюк», которые по своим художественным достоинствам возвышаются над другими фортепианными произведениями Вебера.

В «Приглашении к танцу» (1819), программной пьесе, изобра­жающей картины бала, автор создает поэтический образ вальса, который предвосхищает такие выдающиеся произведения XIX века, как пьесы Шумана, вальсы Шопена, «Сцену на балу» из «Фантастической симфонии» Берлиоза и многие другие, вплоть до «Вальса-фантазии» Глинки и вальса из Пятой симфонии Чайков­ского. Ритм вальса проходит через эту блестящую пьесу, объеди­няя разнообразные моменты. Связь с бытовым танцем придает му­зыкальному языку свежесть и исключительную доступность.

«Концертштюк» (1821) — виртуозная пьеса в сопровождении оркестра — заметно отличался от обычных произведений концерт­ного жанра. Эпизоды из жизни подруги рыцаря-крестоносца (тос­ка одинокой женщины, победный марш возвратившихся воинов, радость встречи) в своем лирическом аспекте воплотили тему вой­ны и победы. Аналогичные образы легли в основу программной фортепианной сонаты Бетховена ор. 81а — «Прощание», «Разлу­ка», «Возвращение» (созданной приблизительно в те же годы, что и «Концертштюк» Вебера), — С-dur'ной симфонии Шуберта и ря­да других современных произведений. Драматический пафос, выразительность и простота языка пьесы напоминают музыку Бетхо­вена. Новая интонационная сфера, связывающаяся в дальней­шем с типичными рыцарскими образами в музыке, не нашла отражения в «Концертштюке»; тема рыцарства имела здесь чисто внешний характер, как дань увлечению композитора немецкой романтической поэзией, в которой интерес к национальной культуре часто выражался в форме идеализации средневековья.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова