Предисловие в третьему изданию

Глава №1 книги «История зарубежной музыки — 3»

К следующей главе       К содержанию

В развитии художественной и научной мысли любого поколе­ния период в двадцать лет – крупный этап. Но для советской му­зыкально-исторической науки два десятилетия, отделяющие третье издание этого учебника от его первого варианта, знаменуют чуть ли не целую эпоху. Дело не только в громадных сдвигах, характе­ризующих современную умственную жизнь в целом по сравнению с началом 50-х годов. И в более узкой, то есть собственно музы­кальной, сфере последние десять-пятнадцать лет отмечены интенсивным развитием. Круг наших художественных впечатлений зна­чительно обогатился, музыкально-исторические горизонты далеко раздвинулись. Сегодня у образованного любителя музыки более обширный кругозор, чем у профессионального музыканта прошло­го поколения.

Вспомним, что именно в последние годы в концертных про­граммах, грамзаписях, радиопередачах впервые широко зазвучала западноевропейская классика XX века. Наравне с Бетховеном и Чайковским, Бахом и Шубертом молодежь нашего времени знает Малера и Стравинского, Хиндемита и Берга, Онеггера и Пуленка... Одновременно «ожила» старинная музыка эпохи Ренессанса, XVII века, раннего классицизма. Творческие фигуры, которые еще совсем недавно были знакомы лишь кабинетным ученым или от­дельным тонким знатокам, сегодня завладели вниманием широкой музыкальной среды. Наконец, и литература о музыке пополнилась рядом трудов и материалов, разрабатывающих вопросы, которые мало интересовали научный мир недавнего прошлого. Проблемы современной гармонии и современного музыкального языка в целом, русской музыки XVII и XVIII столетий, инструменталь­ного творчества предклассицистской эпохи, культуры стран Вос­тока и Америки, новейших течений советского симфонизма – эти и многие другие темы впервые получили в последнее время серьезную научную разработку или предстали в новом осве­щении.

Как естественное следствие всех этих процессов в нашей худо­жественной психологии произошли заметные перемены. Некоторые суждения и взгляды, сложившиеся на основе слухового опыта и научного кругозора послевоенных лет, начали постепенно утрачи­вать свою актуальность. Следами неизбежного устаревания оказа­лись отмеченными многие музыковедческие труды, возникшие в атмосфере того времени.

Может возникнуть резонный вопрос: не коснулся ли процесс устаревания и этой книги, посвященной исключительно проблемам XIX века? Не внесло ли наше время важных поправок в изучение творчества того периода?

Конечно, если сравнить с изменением оценок классики добаховской эпохи или XX века, здесь для нас нет ошеломляющих откры­тий. И все же, даже без какой-либо ломки представлений, этот крупный художественный и исторический пласт также воспринимается сегодня в несколько ином свете, чем прежним поколением. Наш расширившийся кругозор сместил некоторые акценты в оцен­ке творчества «романтического века». В новом, современном аспек­те предстала новаторская направленность давно знакомых нам произведений. Мы впервые распознали их далекие корни и пред­посылки. Сознательно или бессознательно, в нашем восприятии искусства XIX века поколебалось многое, перешедшее к нам по инерции от мыслителей прошлого столетия. Думать, говорить и писать сегодня о Мендельсоне и Листе, Шопене и Вагнере, Шу­мане и Верди так, как мы это делали четверть века тому назад, стало непросто.

Именно по этой причине первоначально возникла мысль пере­делать учебник в направлении, отвечающем духу современности, сблизить его с художественной психологией сегодняшнего дня. Однако при попытке осуществить ее стало ясно, что поставленная цель требует не переработки давно написанного и в свое время тщательно продуманного труда – что может лишь нарушить его целостность, не сделав при этом сколько-нибудь убедительным, – а нового замысла и новой книги. К сожалению, эта серьезная задача огромного масштаба, требующая нескольких лет интенсив­ной работы, не так легко осуществима.

Выпуская в свет третье издание учебника с небольшими допол­нениями и незначительной переработкой, попутно хотелось бы при­влечь внимание нашей музыкально-педагогической общественности к следующей важной проблеме.

Может ли в идеале какой-нибудь один учебник – даже самый хороший и обстоятельный – удовлетворить нужды высшего музы­кального (и особенно музыковедческого) образования?

Отрицательный ответ напрашивается сам собой.

Одному автору редко бывает под силу созвать безупречно уравновешенную книгу, где все исторические разделы разработа­ны одинаково глубоко, где каждая композиторская индивидуаль­ность освещена с исчерпывающей полнотой, а все анализы выпол­нены на высоком уровне. Коллективный же труд страдает другими недочетами – тенденцией к обезличенности, отсутствием объеди­няющей мысли. В столь сложной дисциплине, как история музыки, которая требует не только обширных фактических знаний, но н строгого целеустремленного отбора материала, где наряду с широ­кими историко-культурными и стилистическими обобщениями не­обходим индивидуализированный анализ отдельных музыкальных произведений, только обращение к разным учебникам, написан­ным разными авторами, может обеспечить более или менее полное представление об изучаемом предмете.

Но неполнота знаний – не худшее, что несет с собой монополь­ное господство одного учебника. Гораздо серьезнее порождаемая этой ситуацией инерция мысли. Если на протяжении последних двадцати лет у нас создано по одному учебнику на каждую крупную историческую эпоху, то взглядам авторов этих учебников не противостоят никакие другие оценки, суждения, выводы. Отобран­ный ими материал не дополняется никакими другими возможными вариантами. В результате содержащиеся в этих учебниках уста­новки и мнения постепенно приобретают характер либо незыбле­мого авторитета, либо избитой истины. А что может быть более губительным для творческой атмосферы, которая одна только и способна привить любовь молодежи к изучаемому предмету, раз­вить уменье и потребность мыслить!

Надо стремиться к тому, чтобы появились учебники с разными ракурсами, с разным отбором произведений для анализа, хотя и написанные на основе единой учебной программы. Не следует бояться привлекать для этой цели молодежь. В настоящее время все без исключения учебники по истории зарубежной музыки при­надлежат авторам, относящимся к старшему поколению совет­ских музыковедов. Действительно, их большой научный и педаго­гический опыт, знания, накопленные десятилетиями, – качества которые трудно переоценить. В этом отношении с ними трудно состязаться тем, кто еще недавно сам сидел на студенческой скамье. Но зато молодое поколение обладает своими великими преимуществами. Оно видит исторические процессы в совре­менной перспективе, слышит музыкальную классику прошлого слухом, воспитанным на новейших произведениях. При обяза­тельном условии, что никакой один учебник не будет пользоваться правом безоговорочного господства, а разные пособия будут до­полнять друг друга, в восприятии студента не только исчезнет однобокость взглядов или ощущение разрыва между своим соб­ственным отношением к классике и ее освещение в учебнике. Одновременно будут нейтрализованы неизбежные методические недостатки, свойственные каждому отдельному изданию. Наконец, возможность сопоставить разные точки зрения даст могучий толчок к развитию самостоятельной мысли учащихся, вне которой подлинная научная деятельность невозможна.

Реальность такой ситуации – дело неблизкого будущего. Но осознать ее желательность, иметь ее в перспективе – задача в высшей степени актуальная для наших дней.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова