Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Мусоргского «Женитьба»

Marriage

29.05.2011 в 15:10.

ЖЕНИТЬБА — опыт драматической музыки в прозе. Совершенно невероятное событие в 3 д. М. Мусоргского (1868) на текст одноименной комедии Н. Гоголя. Произведение осталось незаконченным, автор сочинил лишь I д. (в 4 сценах).

Композитор ставил перед собой экспериментальные задачи. Позднее он так определил свою цель: «„Женитьба" — это посильное упражнение музыканта или, правильнее, не музыканта, желающего изучить и постигнуть изгибы человеческой речи в том ее непосредственном правдивом изложении, в каком она передана гениальным Гоголем. „Женитьба" — этюд для камерной пробы. С большой сцены надобно, чтобы речи действующих, каждого по присущей ему природе, привычкам и „драматической неизбежности", рельефно передавались в аудиторию».

Мусоргский, несомненно, опирался на принципы "Каменного гостя" Даргомыжского. Однако его эксперимент был смелее. В трагедии Пушкина есть столкновение страстей, характеров, романтический колорит; в комедии Гоголя герои ничтожны, их чувства мелки. И Мусоргский не пытался романтизировать своих персонажей, он брал их такими, какими они выступают в пьесе, стремясь передать не только их чувства, но прежде всего речевые интонации. Конечно, это была «лабораторная» задача. В процессе сочинения автор понял подстерегающую его опасность натурализма и прервал на I д. работу, которую потом сам называл «клеткой». В музыке много находок, ярчайших и тонких деталей. То, что удалось найти «лабораторным» путем, композитор развил и обогатил позднее в жанрово-бытовых, характерных сценах своих опер. Он научился закреплять в мелодии все извивы речевых интонаций, а через них — характеры и чувства персонажей.

«Женитьба» звучала на музыкальных собраниях «Могучей кучки». В 1908 г. клавир оперы был издан в редакции Н. Римского-Корсакова, и в том же году 21 декабря состоялось ее концертное исполнение в сопровождении фортепиано в Москве на музыкальном утре Кружка любителей русской музыки, а 19 марта 1909 г. — в Петербурге в рамках «Вечеров современной музыки». Концертное исполнение с оркестром в инструментовке А. Гаука прошло на сцене петроградского Театра музыкальной драмы 13 октября 1917 г.; в инструментовке М. Равеля — в Париже в апреле 1923 г.; в инструментовке М. Беклар д'Аркур — в Монте-Карло 7 января 1930 г. (обе последние постановки — на французском языке). Тогда же М. Ипполитов-Иванов продолжил работу, начатую Мусоргским, оркестровав его клавир и положив на музыку свое либретто но II д. пьесы Гоголя. Эта редакция (в 4 д.) впервые прозвучала по Московскому радио в 1931 г. В редакции Н. Черепнина «Женитьба» была впервые исполнена на немецком языке в Эссене 14 ноября 1937 г., на русском — в Париже в июле 1939 г. Существует также редакция Д. Рёнемана; свои версии оркестровки сделали А. Дюамель (1954) и Г. Рождественский (1982). В 1981 г. П. Устинов поставил онеру в Милане, на сцене «Ла пиккола Скала».

На тот же сюжет написаны оперы А. Гречанинова (1946) и Б. Мартину (1952).

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова