Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Лорцинга «Царь и плотник»

Zar und Zimmermann

02.06.2011 в 14:03.

Беседа Петра I в Голландии. Неизвестный голландский художник. 1690-е гг. ГЭ

ЦАРЬ И ПЛОТНИК / Царь-плотник (Zar und Zimmermann) — комическая опера А. Лорцинга в 3 д., либретто композитора. Премьера: Лейпциг, 22 декабря 1837 г. Автор исполнял в спектакле партию Петра Иванова.

Сюжет восходит к историческому анекдоту, неоднократно служившему темой для драматических и оперных произведений. Вольтер в «Истории Петра I» рассказал о том, как русский царь в 1697 г. под чужим именем изучал кораблестроение, работая простым плотником в голландском городе Саардаме. Эпизод этот, приукрашенный легендами, поразил воображение многих авторов. Наиболее известные произведения на эту тему: «Петр Великий» А. Э. М. Гретри (1790) — опера, вызвавшая восхищение Карамзина, который видел ее в Париже; «Царь-плотник, или Достоинство женщины» — зингшпиль К. А. Лихтенштейна (1814); «Бургомистр Саардама, или Два Петра» Мелевилля (Ш. Дюверье), Ж. Буари и Ж. Мерле — водевиль, из которого Лорцинг позаимствовал сюжет; оперы Г. Доницетти («Бургомистр Саардама»), И. Вайгля («Юность Петра Великого»), а также Т. Кука, Л. Росси, Н. Ваккаи и др. В этом ряду произведение Лорцинга наиболее удачно. Конечно, и здесь не следует искать точной картины: хронология смещена, многое досочинено автором, но несомненна его симпатия к Петру и русскому народу.

Петр I работает на саардамской верфи под именем Петра Михайлова. Здесь же находится бывший русский солдат Петр Иванов, влюбленный в Марию, племянницу глупого и чванливого бургомистра ван Бетта. Слух о том, что русский царь под чужим именем живет в Саардаме, доходит до бургомистра, послов Франции и Англии. Но как узнать, под каким именем скрывается Петр? Ван Бетт принимает за царя солдата. На этой почве возникает множество комических недоразумений. Бургомистру Петр кажется подозрительным, и он пытается его арестовать. В финале все разъясняется; Петр I устраивает счастье влюбленных — Марии и своего тезки, а сам возвращается на родину.

Музыка опирается на традиции немецкого зингшпиля, обогащенного опытом французской и итальянской школ. Лирика и юмор, буффонада, гротеск сочетаются органически. Партия Петра I, к сожалению, музыкально наименее богата, зато образ бургомистра ван Бетта — один из самых удачных в оперной литературе. Его тупость и самодовольство превосходно переданы музыкой. Опера блещет выразительными комедийными сценами (экзамен, которому подвергает бургомистр обоих Петров, кантата в честь мнимого царя, мужской секстет, финал II д. и др.). Она очень сценична. Почти каждая из партий дает исполнителям благодарный материал. На русскую сцену сочинение Лорцинга попало только в XX в. из-за цензурного запрета выводить на сцену царей из дома Романовых. Премьера состоялась 15 февраля 1907 г. в петербургском Народном доме; первым и непревзойденным исполнителем партии Петра I был в России П. Андреев. Постановки в Москве (Опера Зимина, 1908), Петербурге и Киеве под названием «Царь-плотник» пользовались успехом. После Октябрьской революции опера была поставлена в Петрограде, на сцене бывшего Михайловского театра, при участии П. Андреева, П. Журавленке и Г. Боссэ (премьера — 28 декабря 1919 г.); 10 февраля 1957 г. тот же театр, называвшийся уже Ленинградским Малым оперным, возобновил спектакль.

А. Гозенпуд

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова