Опера Берга «Воццек»

Wozzeck

12.01.2011 в 13:04.

Опера в трех действиях (пятнадцати картинах); либретто автора по драме «Войцек» Г. Бюхнера.
Первое представление: Берлин, «Штаатсопер», 14 декабря 1925 года.

Действующие лица:

Воццек (баритон), тамбурмажор (тенор), Андрее (тенор), капитан (тенор), доктор (комический бас), первый подмастерье (легкий баритон или тенор), дурачок (тенор), Мари (сопрано), Маргрет (контральто), мальчик, сын Мари (по возможности вокальная партия), солдаты и парни (тенор- солист, два тенора, два баритона, два баса), служанки, девки (сопрано и контральто), дети.

Действие происходит в Германии в 1836 году.

Опера Альбана Берга «Воццек». Постер Рафала Ольбиньского

Действие первое. Комната капитана. Раннее утро. Солдат Воццек бреет начальника. Раздраженный его медлительностью, капитан обвиняет Воццека в тупости и безнравственности: у него и Мари внебрачный ребенок. Воццек смущен: добродетель — это прекрасно, но ведь еще нужны деньги... («Wir arme Leut'!»; «Мы, бедный люд»).

Поле за городом. Вечер. Воццек и его сослуживец Андрее собирают хворост. Природа становится для Воццека источником страшных галлюцинаций. Пламенеющий, грозный закат сменяется тьмой, словно весь мир умер.

Комната Мари. Мимо проходит военный оркестр. Тамбурмажор приветствует Мари, и та весело отвечает («Soldaten, soldaten sind schone Burschen»; «Солдаты, солдаты, красавцы парни»). Соседка Маргрет упрекает Мари в легкомысленном поведении. Мари, взволнованная и оскорбленная, идет укладывать спать ребенка («Komm, mein Bub»; «Ну, малыш!»). Появляется Воццек и в спешке рассказывает ей о своих видениях. Мари испугана («Der Mann! So vergeistert»; «Мой муж! Он расстроен»).

Кабинет доктора. Во власти маниакальных идей он экспериментирует на Воццеке, предписывая ему странные диеты. Несвязные речи солдата («Seh'n Sie, Herr Doktor»; «Осмелюсь доложить вам») доказывают доктору правоту его идей: Воццек лишился ума. Воццек говорит, и впредь готов ему служить, чтобы заработать деньги для Мари.

Улица перед домом Мари. Тамбурмажор расточает ей комплименты и принуждает сдаться. Они исчезают в доме.

Действие второе. Комната Мари утром. Она перед зеркалом примеряет серьги, подаренные тамбурмажором. За ее спиной неслышно появляется Воццек и спрашивает, откуда эти серьги («Was hast da?»; «Что это?»). Мари успокаивает его. Он оставляет ей деньги, заработанные у капитана и доктора, и уходит. Оставшись одна, Мари чувствует угрызения совести.

На улице встречаются капитан и доктор. Мимо них быстро проходит Воццек. Капитан пользуется случаем, чтобы помучить его. Он намекает на измену Мари. Бедный солдат бледнеет.

Возле дома Мари Воццек пытается вынудить у нее признание. В исступлении он замахивается на нее. Мари холодно отвечает: «Лучше нож в теле, чем чья-либо рука на мне». Воццек в растерянности бормочет ее слова.

Трактир поздно вечером. Парни, солдаты и служанки танцуют. Два пьяных подмастерья затягивают песню. Мари танцует с тамбурмажором. Воццек хочет броситься на них, но музыка умолкает. Дурачок, подойдя к Воццеку, говорит ему, что чует запах крови. Взор солдата застилает кровавый туман.

Ночь в казарме. Воццек стонет во сне. С шумом вваливается пьяный тамбурмажор и начинает хвастать своей очередной победой. Воццек делает вид, что ему все равно. Но тамбурмажор не хочет оставить его в покое и затевает драку. Воццек избит.

Действие третье. Ночью Мари читает в Евангелии о жене прелюбодейной. Ее мучает раскаяние («Und ist kein Betrug»; «В устах же его»). Она рассказывает ребенку историю о сироте («Es war einmal ein armes Kind»; «На свете раз ребенок жил»). Мари молит господа о милосердии.

По тропинке в лесу близ пруда идут Мари и Воццек. Скоро ночь. Воццек предлагает отдохнуть. Его странные слова пугают Мари. Восходит багровая луна, и Мари видит в руках Воццека нож. Он закалывает ее.

Кабак ночью. Уже выпивший Воццек тащит Маргрет плясать. Она еще теплая, как Мари, но и она со временем станет холодной («Tanzt Alle, tanzt nur zu»; «Ну, в пляску, всем плясать»). Внезапно Маргрет замечает кровь на его руках. Все собираются вокруг («Aber was hast Du an der Hand?»; «А на руке что у тебя?»). Воццек убегает.

Воццек находит нож, забытый в лесу, и бросает его в пруд. Ему кажется, что кто-то кричит: «Убийца!» — это кричит он сам. Луна, словно следя за ним, выходит из-за туч («Aber der Mond verrath mich»; «Может и месяц выдать»). Стараясь смыть с себя кровь, Воццек заходит в пруд; вода кажется ему кровью. Он тонет. Доктор и капитан слышат его стоны, но спешат уйти. Безутешная оркестровая интерлюдия становится эпилогом трагедии.

Перед домом Мари играют дети. Кто-то кричит ее сыну: «Твоя мать померла!» Все бегут посмотреть на труп. Ребенок Мари верхом на палочке скачет вслед за остальными.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


ВОЦЦЕК (Wozzeck) — опера А. Берга в 3 д. (15 сценах) по драме Г. Бюхнера «Войцек». Первое исполнение фрагментов I и III д.: Франкфурт-на-Майне, 11 июня 1924 г., под управлением Г. Шерхена. Премьера: Берлин, Государственная опера, 14 декабря 1925 г. (дирижер Э. Клайбер, режиссер Ф. Херт, художник П. Аравантинос); в СССР — Ленинград, Театр оперы и балета, 13 июня 1927 г. (дирижер В. Дранишников, режиссер С. Радлов, художник М. Левин; М. Бочаров — Воццек, Г. Боссэ — Доктор, В. Павловская — Мари, Н. Куклин — Тамбурмажор, Л. Нежданов — Капитан); в Австрии — Вена, 30 марта 1930 г.

В основе незавершенной пьесы немецкого поэта и драматурга Бюхнера (1813-1837) — нашумевший судебный процесс по уголовному делу рядового солдата, доведенного безжалостными опытами гарнизонного доктора и отупляющим укладом жизни до стойкой мании. На почве ревности он убил свою возлюбленную, за что был казнен в 1824 г. (в опере он бросается в пруд и тонет). Замысел оперы возник под влиянием венской премьеры драматического спектакля в 1914 г. Ее восприятие обострили события Первой мировой войны, но они же и притормозили работу над либретто — партитура была окончена лишь в 1921 г. Антимилитаристская направленность пьесы оказалась созвучной мыслям берговского поколения. И по своему содержанию, и по музыкальному языку «Воццек» (в опере имя героя несколько изменено) носит ярко выраженный экспрессионистский характер. Трагедия социально незащищенного маленького человека, к тому же одержимого навязчивой идеей, воплощена средствами атональной музыки, еще более сгущающей сумеречность содержания, его эмоциональную напряженность. Драматургия оперы, захватывающая сферу подсознания, создавалась не без влияния 3. Фрейда. При этом композитор стремился к художественной цельности и строгости организации партитуры как в общей ее планировке (в каждом из трех актов — по пять картин, соединенных оркестровыми интерлюдиями), так и в музыкальном развитии, основанном на системе лейтмотивов и опирающемся на принципы инструментальных форм и жанров (сюита, пассакалья, двойная фуга, инвенции). Музыкальная ткань претворяет также распространенные жанры бытовой музыки: колыбельную, вальс, польку, детскую и охотничью песню, ритмы военного марша. Их контрастность соответствует обостренности жизненных перипетий: так, например, сопоставляется-сталкивается в 3-й картине I д. марионеточный марш пышного военного шествия и нежная, тихая колыбельная Мари, а в финале — зловещее оркестровое глиссандо, которое изображает поглотившее Воццека болото, и наивная детская припевка осиротевшего сына Мари, не осознающего своей участи. С необычайной силой воплощена в музыке атмосфера психологической напряженности, трагических предчувствий, отчужденности. В то же время в опере звучит и протест против торжествующего зла, и сострадание к его бессильным жертвам.

«Воццек» — одна из вершин оперного искусства XX в. Он постоянно исполняется во многих странах. Так, в сезоне 1962/63 г. в театрах ФРГ прошло около 30 спектаклей; в 1965 г. состоялась премьера в парижской «Гранд-опера» под управлением П. Булеза. Можно отметить и постановки 1969 г. в Нью-Йорке (Дж. Ивенс — Воццек), 1975-го — в Лондоне (А. Силья — Мари). В нашей стране три фрагмента из оперы были исполнены в Ленинградской филармонии 9 февраля 1927 г. (дирижер Э. Клайбер, солистка В. Павловская). На отечественной сцене «Воццек» был впервые представлен в Ленинграде в 1927 г. в присутствии автора. Через много лет, в 1974 г., его увидели русские зрители во время гастролей Дрезденской государственной оперы в Ленинграде, а в 1982-м — Гамбургской оперы в Москве (А. Силья — Мари). В последние десятилетия выделяются постановки в Вене (1987, под управлением К. Аббадо, в постановке П. Штайна), в Париже (1992, под управлением Д. Баренбойма) и в Женеве (1995^. В 1975 г. опера была перенесена на телеэкран (режиссер И. Хесс).

На этот же сюжет написана опера М. Гурлитта «Воццек» (1926).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова