Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



«Параллельные голоса». Меццо-сопрано

Глава №27 книги «Песни. Опера. Певцы Италии»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

За основу классификации меццо-сопрановых голосов Лаури-Вольпи берет вокальные и сценические данные. Современные меццо-сопрано он называет "короткими" сопрано:

"За исключением Андерсон, Безанцони и Садуи, за последние 40 лет не появилось ни одного настоящего меццо-сопрано. "Средние" голоса, которые мы слышим, принадлежат к сопрано, лишенным крайних высоких и низких нот. Полагаясь на исполнительский темперамент или красоту тембра и сценические способности, певицы с такими голосами посвящают себя меццо-сопрановому репертуару. Такие голоса, как у трех вышеназванных певиц, предрасположенные к контральто, исчезли с горизонта. Теперь нередко в одном и том же спектакле вы можете услышать сопрано, которое звучит округлее, тембристее и компактнее, чем меццо, и столь явно, что величественные и жестокие персонажи, задуманные композитором с учетом особых, индивидуальных тембровых красок, искажаются. Это как в оркестре - звуковая палитра беднеет, если в нем недостает виолончелей и контрабасов и изобилуют скрипки. Теперь уже невозможно услышать ни микеланджеловского Азучену, ни Далилу, которая могла бы своим грудным, глубоким, сочным голосом победить сопротивление Самсона и усыпить его, ни Кармен, которая сумела бы "вызвать" видение смерти. Среди современных меццо-сопрано есть опытные, обворожительные певицы, но они не выказывают исключительных данных в чисто фонетическом смысле, хотя бы отдаленно напоминавших голоса Грассини и Альбони".

Из меццо-сопрановых параллелей, приводимых в этой главе, мы возьмем наиболее современную - Эбе Стиньяни - Джанна Педерцини - Федора Барбьери - Джульетта Симионато.

"Звучание голоса Стиньяни, когда она впервые выступила вместе с Клаудией Муцио в "Норме" в театре "Колон" в Буэнос-Айресе, показалось тогда более светлым, чем у Муцио, и произвело на всех впечатление именно лирико-сопрановым тембром...

...Прошли годы, голос и организм окрепли; фигура певицы стала полнее, потеряв некоторую долю привлекательности, зато голос обогатился, стал более звучным и сочным... Было бы педантством требовать от Стиньяни создания образа: у нее все персонажи одинаковы, все - как она сама, и напрасным был бы труд отгадать слова текста...

...У Джанны Педерцини голос неопределенный, но хорошо артикулированный, он подчинен несгибаемой воле и ясному уму, который знает, как надо идти к цели. И успех сопутствовал Педерцини в большей степени, чем другим, более одаренным от природы, но менее искусным в использовании мелодекламации. Педерцини училась у Фернандо Де Лючиа, мастера сценического слова и мимики. В "Кармен" ее способности проявились и утвердились окончательно. Выступая в "Пиковой даме", она проявила наклонность к трагизму, в роли, которая требует минимального вокального усилия, но в ней очень впечатляющи жесты, интонации, позы...

...Педерцини подтвердила, что некоторым оперным артистам не следует завидовать драматическим актерам, несмотря на путы пентаграммы и тиранию ритма.

...Федора Барбьери вот уже семь лет господствует на сцене "Ла Скала", "Метрополитен-опера" и театра "Колон". Красивая внешность, звучный и горячий голос острое музыкальное чутье. Летом 1947 года в термах Каракаллы ее появление в "Аиде" произвело сенсацию. Никто не ждал ничего особенного от молодой певицы... Своей походкой с покачиванием бедер, ладонями, прижатыми к ним, элегантностью легкого и ритмичного шага она сразу выявила сценический портрет персонажа... И это было удовольствием для глаз, радостью для души... Наконец-то появился голос, пропорциональный физической фактуре, и в то же время в пении проявлялось умение соразмерить звучание. В тот знойный летний вечер, среди древних развалин, пахучих мирт и пиний долго не смолкали аплодисменты... Федора Барбьери получила доброе напутствие. И где бы она потом ни пела, "большое признание" Рима неотступно следовало за ней...

...Джульетта Симионато исполнила в "Ла Скала" скромную партию Эмилии в "Отелло" в 1942 году. Ее партнерами были Канилья и Лаури-Вольпи. Не трудно было предугадать тот путь, по которому она следует сейчас, в момент острой нехватки средних голосов. Она не обладает небесной красотой Шварто (Американская певица, меццо-сопрано (Ю. В.).), но может гордиться своим, более широким, чем у американки, диапазоном и более полным голосом. В "Итальянке в Алжире" и в "Золушке" она продемонстрировала вдумчивость и серьезность устремлений. Можно быть уверенным, за это говорит ее живой ум, она не будет злоупотреблять своим средним регистром, не возьмется за роли, превосходящие ее возможности. Петь Кармен по радио - это совсем другое, чем исполнять ее на сцене. Будь осторожна, Симионато. К счастью, певица обладает превосходной техникой, способной предохранить красивый, послушный голос...".


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова