Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Мелодия и ритм. Сан Ремо

Глава №4 книги «Песни. Опера. Певцы Италии»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Но было бы неверно сводить эволюцию итальянской лирической песни к тому, что на смену мелодии и стиху пришли синкопы и банальный текст, а вместо певцов на эстраде появились "крикуны".

Песенное творчество Италии сегодня многообразно; в нем отражаются различные направления - от традиционного лирического до ультраритмического. Чтобы яснее представить эволюцию итальянской песни, лучше всего познакомиться с фестивалями в Сан Ремо, самыми значительными из всех, проводимых в стране.

Первый фестиваль был организован в 1951 году и имел большой успех. С тех пор он проводился ежегодно. До VIII фестиваля (1958) безусловным успехом пользовались лирические мелодичные песни и певцы - "мелодисты". И хотя уже определилось "ритмическое" направление, на эстраде по-прежнему господствовала лирическая песня. "Крикуны" тогда еще не были официально признаны и на большую эстраду не допускались. Первым, кто добился успеха в Сан Ремо и тем самым утвердил новое направление, был Доменико Модуньо, певец и композитор, кино- и театральный актер, человек очень одаренный, с яркой индивидуальностью. Модуньо нельзя назвать просто "крикуном", хотя его в Италии причисляют к этой категории. По манере исполнения он стоит между "лириками" и "крикунами". По характеру творчества он сторонник подчеркнутого ритма в песне. Как композитор Модуньо воспитывался на народных сицилийских мелодиях, и в первых его песнях влияние их очень заметно. Но в то же время, наряду с народным песенным фольклором, в его творчестве нашло отражение веяние моды, так называемый ритмизм. Отсюда и раздвоение его художественного творчества - в одних песнях перед нами предстает большой оригинальный художник, в других - модный композитор, одни его песни - "маленькие произведения искусства", другие - более или менее удачные подражания модным образцам. Как композитор и исполнитель Модуньо приобрел широкую известность на VIII фестивале в Сан Ремо.

Во время подготовки к VIII фестивалю было предложено пригласить для участия в конкурсе такого певца, который по манере исполнения не был бы похож ни на одного из участников предыдущих фестивалей. Было также решено выдвинуть на конкурс новую, самую современную песню. Выбор пал на Модуньо и его песню "Летать" ("Vоlare"). Текст был написан поэтом Мильяччи.

Кроме Модуньо в фестивале приняли участие Нилла Пицци, Тонина Ториелли, Глория Кристиан, Карла Бони, Клаудио Вилла, Джорджо Консолини, Джино Латилла, Аурелио Фьерро, Наталино Отто и Джони Дорелли.

На современной итальянской эстраде успех песни во многом зависит от певца. Поэтому нередки случаи, когда песня становится популярной благодаря яркому исполнению и, наоборот, остается незамеченной, если ее "представил" публике слабый интерпретатор.

Восьмой фестиваль в этом смысле был показательным. Первую премию получила песня Модуньо. Успех был таким, какого не знала ни одна песня, представленная на фестивалях в Сан Ремо. Как отмечала критика, сама по себе песня не представляла ничего выдающегося ни в отношении музыкального языка, ни поэтического содержания. Но ее пел сам автор - великолепный интерпретатор. И благодаря необычайно выразительной манере исполнения песня произвела на фестивале фурор. Победа Модуньо означала победу ритмического направления. Вторую премию получила написанная в традиционной лирической манере песня "Вьюн" композитора Сарачини, текст Д'Аккуисто, исполненная Ниллой Пицци и Тониной Ториелли. В 1959 году на референдуме, организованном во время телевизионной передачи "Канцониссима", она была признана лучшей песней года.

Шумный успех выпал на долю Модуньо и на IX фестивале в 1959 году, где он получил также первое место, исполнив свою песню "Чао, чао, бамбина" ("Прощай, прощай, девочка") на текст Верде.

В истории итальянских фестивалей еще не было случая, чтобы один и тот же исполнитель, он же композитор, стал призером дважды подряд. И, верно, не без основания один из участников фестиваля сказал про Модуньо: "Это такой человек, который может положить на музыку правила уличного движения и исполнить их с большим успехом". "Модуньо, - писала музыкальная критика, - обладает незаурядным артистическим дарованием, что дает ему преимущество перед другими исполнителями. Он не только певец и композитор, он - актер".

Интересно, что сам Модуньо перед IX фестивалем говорил о том, что он "на успех не надеется" и "будет вполне удовлетворен, если после фестиваля услышит, что его песенку кто-то насвистывает на улице".

Предваряя фестиваль, пресса, ссылаясь на компетентные мнения, считала, что песня "Чао, чао, бамбина" не заслуживает первой премии. После фестиваля она утверждала, что Модуньо нравится широкой публике потому, что он всегда нов.

Два стиля, два направления, теперь уже четко и окончательно определившиеся на эстраде, нашли отражение в двух фестивалях 1959 года. На одном, в Сан Ремо, победил "ритмист" Доменико Модуньо. На другом, в отместку этому фестивалю, названном контрфестивалем (он проводился в городе Виареджо и был приурочен к традиционному празднику-карнавалу), восторжествовала мелодичная песня. На фестиваль были отобраны пятнадцать песен, в том числе девять из тех, которые не прошли по конкурсу в Сан Ремо. Авторы этих песен - известные итальянские поэты и композиторы Винченцо Д'Аккуисто, Кончина, Саверио Серачини, Луиджи Чоффи, Ренато Карасоне.

Фестиваль в Виареджо послужил началом большой полемики между поклонниками "модернизма", то есть ритма, и приверженцами итальянской песенной традиции. Полемика эта продолжалась и на юбилейном фестивале в Сан Ремо, состоявшемся в январе 1960 года. "Юбилейным" было выступление призеров предыдущих фестивалей, исполнивших на четвертый день по телевидению десять лучших песен. Фестиваль привлек внимание музыкальной общественности и заставил приехать в Сан Ремо многочисленных гостей из-за рубежа. О том, какое значение придавалось фестивалю, можно судить по тому, что он транслировался по всей Италии и на Европу.

Конкурс собрал рекордное количество участников - около сорока человек. Фактически все известные итальянские эстрадные певцы, представляющие разные возрасты, школы и исполнительские манеры, изъявили желание выступить на конкурсе. Жюри отобрало двадцать два претендента. В их число вошла вся старая гвардия - призеры первых девяти фестивалей, среди них не было только Нунцио Галло и Клаудио Вилла.

В группе новичков фигурировали "крикуны". Впервые в перечне участников фестиваля в Сан Ремо стояли имена нового "лирического аса", как назвали в печати неаполитанского певца Серджо Бруни, и известного комического актера, эстрадного певца и композитора Ренато Рашеля. Только ему и Модуньо было разрешено самим исполнять свои песни.

В первый день фестиваля, 28 января, большой успех выпал на долю песни Модуньо "Свободен" (текст Мильяччи). На второй день он достался песне Рашеля "Романтика", исполненной автором (текст Верде).

На страницах газет и журналов запестрели отзывы. Успех Ренато Рашеля был неожиданным. После триумфального выступления Модуньо все были уверены, что ему обеспечена победа. В кулуарах уже поговаривали, что Модуньо - "бог современной песни", что он "непобедим". Успех "Романтики" был как гром с ясного неба.

Что же происходило на X фестивале?

Неискушенному могло показаться, что на фестивале шло соревнование между двумя композиторами - Ренато Рашелем и Доменико Модуньо, между песней, написанной в традиционной лирической манере и ритмической. Но третий день внес поправку. В финал вышли Модуньо и его песня "Свободен" и "крикун" Тони Даллара с песней "Романтика".

Если судить по откликам в печати, на фестивале борьба шла... не за первое место, а против Модуньо, "идола" ритмической песни.

"Доменико Модуньо 30 января, - писала одна из газет, - решил во что бы то ни стало одержать победу. Он пел, как никогда, хорошо, он вложил в песню всего себя, всю силу своих легких, всю свою выразительность. Но он был побежден его же оружием, которое оказалось более совершенным...".

"Тони Даллара, исполнявшему песню "Романтика", удалось найти правильный путь. Он не стремился, как прежде, при помощи эффектных приемов срывать аплодисменты у партера, не старался воздействовать на психику зрительного зала эмоциональными стенаниями. Свой артистический темперамент Даллара сумел облечь в нужную форму и победил". Так писали в прессе о выступлении конкурента Модуньо. Модуньо проиграл с разгромным счетом - он и его песня собрали 84 голоса, "Романтика" и Даллара -186.

Если отбросить рекламный бум, созданный вокруг Модуньо и Даллара, то фестиваль предстанет в несколько ином свете, чем просто "спортивное" состязание. Прежде всего становятся понятными те причины, которые обусловили соотношение сил, определили ведущие тенденции этого мероприятия. Очевидно, на устроителей конкурса известное воздействие оказал резонанс, который получили в Италии два фестиваля 1959 года - IX фестиваль в Сан Ремо и контрфестиваль в Виареджо. Это не могло пройти мимо музыкальной общественности. И не потому ли пресса писала, что фестиваль 1960 года отличается новым подходом к традиционной лирической и ритмической песням, что между ними наметилась тенденция к сближению.

Стремление сблизить традицию и современность нашло отражение и в самих песнях. Некоторые из них были написаны и оркестрованы с учетом того, чтобы их могли исполнять и лирические певцы и "крикуны", впервые допущенные на большую эстраду. До этого музыкальная критика не принимала их всерьез.

Итак, на предыдущих фестивалях победу одерживала либо традиционная лирическая песня, как на VII фестивале, либо ритмическая - на двух следующих фестивалях. На X фестивале песня "Романтика" принесла призовое место лирическому направлению и "крикуну" Тони Даллара. Таким образом, был произведен синтез двух, еще совсем недавно антагонистических элементов.

Обращает на себя внимание и другое. На фестиваль были представлены и исполнены песни, написанные традиционной манере. Они имели успех, но о них почти не писали, настолько сильным был рекламный ажиотаж вокруг Модуньо, Рашеля и Даллара. Представляет интерес высказывание одного музыкального журнала о песне композитора Бинди "Правда", написанной на слова Низа: "Это песня будущего. Она знаменует возврат к мелодии, но не к той, которая украшалась ненужными фиоритурками, вздохами и охами, когда певец не столько пел, сколько "играл голосом"... Такой песне недоставало выразительности, потому что в ней было много искусственного".

Данная оценка дает основание думать, что именно на пути поисков новой мелодики может по-новому раскрыться современная итальянская лирическая песня.

Наметившееся на X фестивале в Сан Ремо сближение двух тенденций - "мелодии" и "ритма" - пока еще не дало сколько-нибудь ощутимого результата. Все так же на эстраде в конкурсах соревнуются мелодичная и ритмическая песня, "лирик" и "крикун".

Последующие фестивали в Сан Ремо показывают, что итальянская лирическая песня на большой эстраде все более нивелируется. Видимо, в какой-то мере этим объясняется и неуспех Италии на европейских конкурсах. Лишь в 1964 году итальянская песня в первый раз получила Grand prix на Европейском телевизионном конкурсе, в котором участвовали восемнадцать стран и сто миллионов телезрителей. До этого Италия неизменно терпела поражение, хотя представляла наиболее известные песни и популярных исполнителей. Ни Клаудио Вилла, ни Ренато Рашель, ни Бетти Куртис и Нилла Пицци не смогли завоевать первый приз. Даже Модуньо с его песнями "Летать" и "Чао, чао, бамбина", ставшими, по остроумному выражению одного газетного обозревателя, всемирными бестселлерами, не был удостоен звания премьера в европейском соревновании.

Накануне конкурса 1964 года итальянская пресса писала: "Неужели Италия, страна песен, не в состоянии достойным образом защитить свою честь на европейском конкурсе? Или Италия завоюет Grand prix в этом году, или этого никогда не произойдет".

Кто же принес итальянской песне признание Европы? Шестнадцатилетняя Джильола Чинкуетти, никогда до этого не выступавшая на большой эстраде.

Как известно, на XIV фестивале в Сан Ремо (1964) Джильола Чинкуетти получила первый приз за песенку "Мне еще рано любить" (музыка Джена Колонелло, слова Панцери и Низа). Юная певица, как отмечали газеты, покорила жюри и слушателей непосредственностью и искренностью интерпретации. Исполнение Чинкуетти настолько выгодно отличалось на фоне неистовых "крикунов", что она казалась воплощением самой добродетели, и песенные жрецы, утомленные суперритмами, единодушно отдали ей предпочтение.

Как и в Сан Ремо, Чинкуетти на европейском конкурсе имела сенсационный успех. Жюри отдало ей 49 голосов против 17, полученных занявшим второе место Матт Монро, английским певцом, которого сравнивали с Франком Синатра. Разрыв поразительный. Его можно объяснить только тем, что текст песни, музыкальная фактура и исполнительница явили собой на редкость удачное сочетание. Все вместе и обусловило успех Джильолы Чинкуетти.

Почетная миссия вывести в 1965 году итальянскую песню на первое место в соревновании за Grand prix была возложена на Бобби Соло, призера Сан Ремо. Он в чем-то похож на Чинкуетти - так же юн, не лишен обаяния. Его песня "Если плачешь, если смеешься" близка по характеру к песне "Мне еще рано любить". Такого рода песни в Италии называют, так же как и их исполнителей, "малолетними". Однако Бобби Соло, в отличие от Чинкуетти, умел уже держаться на сцене, умел и подать себя. Может быть, это и помешало - посланцу Италии досталось четвертое место после Люксембурга, Англии и Франции.

Об этой неудаче не стоило бы и упоминать, если бы еще до конкурса печать не оповестила о том, что защищать честь итальянской песни поручат оперному певцу. Возможно, какие-то обстоятельства помешали осуществиться этому намерению, но оно заслуживает того, чтобы о нем сказать. По всей вероятности, итальянцы хотели гарантировать успех своей песне, и поэтому возникла идея привлечь оперного певца, чьи шансы на успех были бы бесспорны. Подтверждением тому может послужить проведенный в Италии 6 января 1965 года последний тур конкурса "Неаполь против всех", то есть против основных музыкальных столиц мира. В конкурсе принял участие Марио Дель Монако. Он привел к финалу песню: "О, мое солнце", которую сейчас редко поют даже на ее родине, в Неаполе. Песня не только имела огромный успех, но и получила первый приз. В последний день конкурса из-за болезни Дель Монако ее исполнил Клаудио Вилла.

Наши любители эстрадной песни с особым вниманием следили за этим конкурсом. 6 января за призовые места спорили три песни, в том числе наша, советская, "Подмосковные вечера", исполнявшаяся молодым киевлянином Анатолием Соловьяненко. Как "иностранная" песня она завоевала второе место, и общее - третье. Это говорит о том, что советская песня и советский певец имели у итальянцев триумфальный успех. Нужно учесть, что оценку песням давало не одно, а два жюри: международное, состоявшее из нескольких десятков специалистов, и телезрители, направлявшие открытки в жюри конкурса со своими оценками. Остальные места распределились так: второе было присуждено песне "Мне еще рано любить" - ее пела Джильола Чинкуетти. Четвертое и пятое места
соответственно получили неаполитанские песни "Вернись в Сорренто" и "Неблагодарное сердце". Обе исполнялись Клаудио Вилла.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова