Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Мелодия и ритм

Глава №3 книги «Песни. Опера. Певцы Италии»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Для современной итальянской песни характерно разнообразие исполнительских манер. Причем исполнительская эволюция тесно связана с музыкальной. Наиболее известная исполнительская манера - "не только петь, но и рассказывать" - была очень популярна после войны. Ее ветераны Лючиано Тайоли (известен по кинофильму "Песни на улицах"), Клаудио Вилла (неоднократно гастролировал в Советском Союзе) и Джорджо Консолини обладают хорошо поставленными голосами, приятного мягкого тембра. Их манеру пения отличает то, что они часто прибегают к пиано и пианиссимо, к красивому полуфальцету на крайних верхних нотах и в совершенстве владеют артикуляцией: у всех троих ясная, отточенная дикция.

К ним близки певцы, исполнительскую манеру которых можно определить как "напевание". Они не столько поют, сколько задушевно и просто рассказывают. Такое пение свойственно Нилле Пицци, "королеве лирической песни", как ее стали называть после выступления на Втором фестивале в Сан Ремо в 1952 году. Более "вокально" звучат Джино Латилла и Артуро Теста. Они поют насыщенным звуком, на упругой опоре.

Особняком стоят исполнители неаполитанских песен Нунцио Галло и Джакомо Рондинелла. Они сочетают и напевность и звучность. Как вокалисты они ближе всего к Латилле и Теста.

Здесь названы немногие из тех певцов, к которым известность пришла в первое послевоенное десятилетие. Не все из них начинали в одно время, но их объединяет то общее, что в Италии называют пением а ля итальяно; ему присущи напевность и лиричность. С ним спорит "ультраритмическое" пение, которое сводится к крайне экзальтированной подаче мелодии и текста. Певцов с такой манерой зовут "крикунами". Они не поют и не рассказывают, они кричат. Здесь уже исполнительская эволюция определяет музыкальную форму.

Влияние "ритмической" моды сказывается не только на музыкальной форме итальянской песни, но и на ее содержании. Мода обедняет содержание - нередко набор рифмованных слов заменяет поэтический текст. "Эволюция" приводит к тому, что поэт превращается в "автора слов", композитор - в модного сочинителя, а исполнитель начинает дергаться и кричать. Для сравнения вспомним, что старые неаполитанские песни исполнялись и исполняются до сих пор преимущественно мужчинами и в основном тенорами. Это понятно - ведь поэты всех эпох воспевали любовь и женщин. Излюбленными темами у итальянских поэтов-песенников были тема матери и любимой. Потом первую сменили луна и гитара. Но любимая осталась. Современные же ультраритмисты отреклись и от луны, и от гитары, и от любимой - в том смысле, конечно, в котором понимают значение этого слова поэты. Что же осталось? Любовный экстаз, "страстные" ритмико-любовные излияния.

"Ритмическая" тенденция проявилась в Италии еще в 30-х годах, когда из-за океана стали активно импортировать "танцевальную" песню. Новый жанр получил подкрепление после капитуляции Италии как страны "оси", когда модные ритмы наводнили созданные "союзниками" ночные клубы и варьете. Большую услугу проникновению ритма на эстраду оказал рок-н-ролл. Итальянизированный "рок" открыл дорогу "крикунам", которые долгое время оставались в тени. В последние годы они приобрели в Италии громкую известность.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова