Вступление

12.01.2011 в 00:00.

Когда вас в школе учат, что сочинение по литературе нужно начинать с вступления, вы это, скорее всего, воспринимаете как догму и не очень в это верите. Однако заметьте, что прежде, чем сообщить более или менее важную вещь, вы всегда произносите одну-две вводные фразы. Например, нужно сказать маме, что нечаянно разбил банку со сметаной и не успел (не очень-то торопился!) все это безобразие убрать. Конечно, вы начнете со слов: "Мама, понимаешь, меня сегодня в школе толкнули, у меня очень болела рука, а у банки крышка оказалась не плотной, в общем, прости, пожалуйста..." и т. д. Может даже так случиться, что все сообщение будет состоять из одного только вступления, вы так и не решитесь рассказать суть дела, которая, впрочем, и без того ясна.

Так вот, дом начинается с крыльца, и даже со двора, общение людей — с приветствия и знакомства, театр — с холла и фойе. Словом, в самых разных сферах жизнедеятельности человека для восприятия основного момента необходима подготовка, вступление. Таким образом, понятие это совсем не музыкальное, но в музыке, как и во всем, необходимое. И поэтому основной музыкальной теме чаще всего предшествует вступление, протяженность которого зависит от масштабов всего сочинения. Однако музыка, как и любое искусство, не терпит догм. Иногда как раз отсутствие вступления, ударное включение слушателя в эпицентр страстей является особенно сильным приемом выразительности. Таковы некоторые произведения Бетховена, таков Революционный этюд Шопена.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова