Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Лев Власенко (Lev Vlasenko)

28.03.2011 в 12:33.

Лев Власенко (Lev Vlasenko)

Имя этого артиста стало известно широкому кругу слушателей во второй половине 50-х годов. К своим конкурсным успехам он шел без неожиданных «вспышек», методично и настойчиво. В момент будапештского соревнования имени Листа (1956) пианист уже подходил к порогу тридцатилетия, так что победа была одержана на подступах к зрелости.

Власенко приехал в Московскую консерваторию из Тбилиси, где занимался у профессора А. Д. Вирсаладзе. А к конкурсным испытаниям он готовился под руководством Я. В. Флиера. Любители музыки «со стажем» хорошо помнят триумфальные успехи Флиера в листовском репертуаре. Тем более показательно, что его талантливый ученик тоже начинал свой артистический путь под знаком этого автора. С, виртуозным размахом, темпераментно, с настоящей «режиссерской» хваткой играл Власенко самые разнообразные произведения великого венгерского композитора, в том числе ля-мажорный Концерт, си-минорную Сонату, а также мелкие пьесы. Все эти достоинства принесли воспитаннику Московской консерватории (окончил в 1953 году) и лауреатские лавры Первого международного конкурса имени Чайковского, где он уступил первенство лишь Вану Клиберну. Характерно, что и для финала московского соревнования Власенко избрал в качестве «свободного» сочинения ля-мажорный Концерт Листа. В рецензии тех лет подчеркивалось: «Я. Флиер сумел воспитать в своем ученике качества, близко напоминающие игру самого учителя. Власенко выделяется среди молодых пианистов не только крепкой техникой и темпераментной динамикой, но в особенности стремлением к исполнительскому охвату целого, умением передавать не ноты, не детали сами по себе, а „сквозное действие“ произведения».

Окончив в 1958 году под руководством своего педагога курс аспирантуры, Власенко начал активно концертировать как в нашей стране, так и за рубежом. Для него, музыканта серьезного и пытливого, характерны неустанные художественные искания. Они касаются и освоения новых репертуарных сфер, и интерпретаторских задач. С годами в центре исполнительских интересов пианиста оказалось бетховенское творчество. Он играет все фортепианные концерты композитора, многие сонаты, тридцать две вариации, многие другие сочинения. Музыке Бетховена артист часто посвящает свои. монографические программы. Наряду с Бетховеном значительное внимание уделяет он фортепианному наследию Брамса. К числу достижений Власенко относятся трактовки Первого концерта, Вариаций на тему Паганини, рапсодий, каприччио. Помимо того, в круг его постоянных интересов входит музыка Скарлатти, Моцарта, Шопена, Дебюсси, Чайковского, Скрябина, Рахманинова. Из советской музыки его привлекают сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича. А. Бабаджаняна и других современных композиторов.

Концерты Льва Власенко, особенно с бетховенскими, листовскими и рахманиновскими программами, всегда вызывают признательную реакцию аудитории. В чем тут главная причина? На этот вопрос весьма проницательно ответил однажды Г. Цыпин: «Есть на сцене, как и в жизни, натуры, пользующиеся всеобщей симпатией,— прямые, открытые, искренние: пусть в чем-то бесхитростные, зато во всем откровенные и чистосердечные. Власенко, как художник, из их числа. Ему всегда веришь: если он увлечен, интерпретируя произведение, так действительно увлечен, взволнован так взволнован; если нет — ему этого не закамуфлировать, не скрыть. Так называемое „искусство представления“ — не его сфера. Он не лицедействует, не лукавит и не наигрывает; его девизом могло быть: „говорю то, что думаю, выражаю то, что чувствую“... И еще одно импонирует публике при встречах с пианистом — его сценическая общительность. Мало ли тех, кто на концертной эстраде замыкается, уходит в себя от волнения? Другие холодноваты, сдержанны по натуре, это дает о себе знать и в их искусстве: они (модное словцо!) не слишком „коммуникабельны“, держат слушателя словно бы поодаль от себя. У Власенко, в силу особенностей его дарования, легко, словно бы сам собой устанавливается контакт с залом — качество более чем важное для музыканта-гастролера. Люди, слушающие его впервые, иной раз выражают удивление: впечатление таково, будто они уже давно и хорошо знакомы с ним как с художником».

Григорьев Л., Платек Я.

Публикации


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова