Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Опера Спонтини «Весталка»

La Vestale

12.01.2011 в 11:28.

Спонтини. «Весталка». O nume tutelar (М. Каллас)

Мария Каллас в роли Юлии ВЕСТАЛКА (La vestale) — музыкальная трагедия Г. Спонтини в 3 д., либретто В. Ж. Этьена (де Жуп). Премьера: Париж, Императорская академия музыки, 15 декабря 1807 г.

Римский полководец Лициний возвращается триумфатором, одержав победу над галлами. Он любит Юлию, но она в его отсутствие дала обет умирающему отцу стать жрицей Весты. Лициний проникает в храм, где Юлия охраняет священное пламя на алтаре богини. Потрясенная встречей с любимым, она забывает об огне, и пламя на алтаре гаснет. Жрицу, нарушившую обет, живой замуруют в подземелье. Тщетно Лициний умоляет верховного жреца отменить приговор. Когда Юлия спускается в подземелье и Лициний пытается освободить ее, совершается чудо: молния зажигает потухший огонь на алтаре. Веста простила жрицу и сняла с нее обет безбрачия. Спасен и Лициний, осужденный на казнь за святотатство. Торжественное бракосочетание героев завершает действие.

Опера, представленная Спонтини в Императорскую академию музыки, была отвергнута жюри, которое нашло ее стиль странным, гармонию неверной, оркестровку излишне шумной и вообще признало произведение неисполнимым. Автор «Весталки» выступил как художник новой эпохи. Бурный драматизм музыки, ее торжественность и помпезность, обилие воинственных маршей отвечали духу наполеоновского режима. Опера была принята театром по требованию императрицы Жозефины. Спектакль репетировался около года, потребовал огромных по тому времени издержек (свыше десяти тысяч франков), и успех был значительным. «Весталка» привела в восторг Наполеона, хотя его музыкальные вкусы, в общем, были чужды современности. Он понял, что композитор прославляет величие империи, осуждает бунт. По Спонтини, боги или монархи определяют судьбу людей.

Музыка «Весталки» сочетает драматизм и лирику, мощь и нежность чувства, поэзию и яркую театральность. На русской сцене опера была впервые представлена в Петербурге 26 октября 1812 г. (Е. Сандунова — Юлия, В. Самойлов — Лициний, П. Злов — Верховный жрец) и встретила горячий прием у публики. В XX в. выдающуюся ее интерпретацию показал режиссер Л. Висконти в 1954 г. в театре «Ла Скала» (М. Каллас — Юлия). Там же в 1993 г. дирижер Р. Мути поставил «Весталку» в собственной редакции. На этот сюжет создали оперы, в частности, и Дж. Паччини, С. Меркаданте, Дж. Джордани, а балетмейстер С. Вигано поставил балет, с успехом шедший на сцене.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова