Опера Серова «Юдифь»

Judith

02.06.2011 в 15:21.

ЮДИФЬ — опера А. Серова в 5 д., либретто Дж. Джустиниани, К. Званцова, Д. Лобанова, А. Майкова и композитора. Премьеры первых постановок: Петербург, Мариинский театр, 16 мая 1863 г., под управлением К. Лядова; Москва, Большой театр, 15 сентября 1865 г.

В 1860 г. Серов увидел исполнение выдающейся итальянской артисткой А. Ристори роли Юдифи в одноименной трагедии П. Джакометти и тогда же решил написать оперу на этот сюжет.

Тема оперы заимствована из предания, не вошедшего в канонический текст библии. Город Ветилуя осажден ассирийскими войсками, возглавляемыми Олоферном. Голод и смерть грозят жителям. Смелая Юдифь отправляется в лагерь врага. Олоферн покорен ее красотой. Он устраивает пиршество и, опьянев, засыпает. Юдифь отрубает ему голову и возвращается в Ветилую. Войска ассирийцев, увидев голову своего военачальника, водруженную над крепостной стеной, в ужасе разбегаются.

Несмотря на то что образы, ситуации, эпоха — все в «Юдифи» далеко от русской действительности, Серов в своей опере опирался на принципы, выработанные отечественной оперной традицией. В основе драматургии — яркий контраст суровых образов осажденной Ветилуи и Ассирии, показанной в ослепительном блеске. Противопоставляя два враждебных мира, охарактеризовав каждый из них ярко, броско, театрально, Серов воплотил и сконцентрировал эту контрастность в образах антагонистов: Юдифи, олицетворяющей веру в незыблемость законов, установленных Богом, и Олоферна — хищника, насильника и тирана, опьяненного властью, раба своих инстинктов.

Образы главных героев, выписанные на ярком, живописном фоне, лишены динамики. Они даны скульптурно, крупно, но без психологических нюансов. Музыка убеждает и покоряет мощью пропорций и яркостью темперамента. Первое исполнение имело огромный успех, его признали даже те, кто принадлежал к противоположному Серову лагерю, например Мусоргский. В основных партиях выступали позднее выдающиеся русские артисты, среди которых особо выделялись Ф. Стравинский, Ф. Шаляпин и Ф. Литвин.

Ф. Стравинский был предшественником Шаляпина в оперном театре в слиянии вокального и драматического начал. По свидетельству современников, созданный им образ Олоферна поражал своей силой, историзмом, драматической экспрессией. Э. Старк вспоминал: «Его внешность была чрезвычайно рельефна: очень смуглое лицо, на котором резко выделялись огромные белки глаз, орлиный, хищно изогнутый нос, крупные чувственные губы, приоткрывавшие ряд ослепительно белых зубов... руки сухие и жилистые, тело худое и гибкое; весь он казался точно высушенным и опаленным жгучим солнцем его родины; движения быстрые, стремительные... он напоминал собою породистого хищного зверя, и, когда внезапно приподнимался со своего ложа с кинжалом в руке, он и впрямь похож был на какую-то большую хищную кошку, приготовившуюся кинуться на добычу. В соответствии с этой, в высшей степени своеобразной, яркой пластикой была и вся тональность музыкальной речи; все переходы от необузданного гнева и ярости к внезапно запылавшей чувственности и потом к гордой властности были очень выразительны... Весь IV акт, сцену оргии Стравинский вел с такой яркой выразительностью, что держал зрительный зал буквально в состоянии нервного напряжения».

Шаляпин — артист иной эпохи. Его искусство было тоньше, глубже, богаче искусства предшествующей поры. Партия Олоферна принадлежала к его лучшим созданиям. Но в чем-то, вероятно, Стравинский был ближе к замыслу Серова. Шаляпин лепил внешний рисунок роли, исходя из скульптурных памятников ассирийского искусства, воссоздавая с присущим ему мастерством пластику древнего искусства, но это привносило с собой печать стилизации. И несомненно, от Шаляпина — Олоферна пошли условно-пластические движения исполнителей в постановках "Аиды". Но в роли Олоферна гениальный артист наполнял условную форму богатейшим психологическим содержанием.

Непревзойденной исполнительницей партии Юдифи была Ф. Литвин, создавшая мощный образ народной героини. Легко преодолевая трудную тесситуру этой партии, великая певица раскрывала мужество, чистоту и нравственное благородство Юдифи, пожертвовавшей своей честью, разделившей ложе с тираном, для того чтобы освободить от ига свой народ. Литвин выступала в «Юдифи» вместе с Шаляпиным в Париже, партию Ахиора исполнял И. Ершов. Замечательными исполнительницами Юдифи были также Н. Ермоленко-Южина и М. Валицкая.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова