Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Ангельский голос

Глава №85 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Незадолго до торжественного открытия театра "Ла Скала" после восстановления произошла первая встреча великого дирижёра с ещё никому тогда не известной Ренатой Тебальди. Событие это оказалось решающим для творческой судьбы певицы. Пресс-атташе театра "Ла Скала" Карла Мария Казанова рассказывает об этой встрече в своей книге о великой певице "Ангельский голос":

«Рената Тебальди не хранила в памяти почти никаких подробностей, связанных с тем или иным событием в её долгой театральной карьере, однако прекрасно помнила, как прошло первое прослушивание у Тосканини, помнила даже, что это произошло в субботу.

— Я вышла из дома в восемь утра, — вспоминала она, — хотя прослушивание назначено на десять, и пешком отправилась в театр Ла Скала. Я просто не знала, куда ещё деться.

Наконец я набралась мужества и вошла в вестибюль на виа Филодрамматичи. Я оказалась первой. Потом подошли другие певцы, и, похоже, чувствовали себя гораздо спокойнее, чем я. Нас попросили подождать возле красного зала.

Ровно в десять появился швейцар и спросил, кто здесь Ренато Тебальди. Почти обидевшись, я вскочила. Тут какая-то ошибка... Рената, а не Ренато! Рената Тебальди — это я. Оказалось, швейцар ошибся. Первой приглашали на прослушивание меня.

Я разволновалась так, что и передать невозможно. Если б только у меня хватило мужества, я бы стремглав убежала оттуда. Но я словно окаменела и осталась.

В конце длиннейшего стола сидел Маэстро. Рядом с ним его сын Вальтер, потом доктор Гирингелли и, кажется, ещё доктор Ольдани. И я вдруг вспомнила своё самое первое выступление на сцене в доме каноника — восьмилетней девочкой я пела тогда в берсальерском берете с красным помпоном... Маэстро спросил, откуда я родом и у кого училась. И хотя мне казалось, что всё кругом плывёт в каком-то тумане, я всё же заметила, что оба мои ответа — родом из Пармы, училась у Кармен Мелис — пришлись ему по душе...

Первым номером Рената исполнила на этом прослушивании арию Мама умерла из Андре Шенье, поскольку только что пела эту оперу в театре. Когда она закончила, Тосканини спросил:

— Что-нибудь ещё подготовили?

До начала прослушивания Рената загадала: если Маэстро попросит спеть ещё что-нибудь, это будет означать, что она почти победила. Поэтому она с облегчением, граничащим с ликованием, предложила послушать Аvе Маriа из Отелло. Тосканини насмешливо, возможно, даже с плохо скрытым раздражением взглянул на неё, но ничего не сказал. Рената начала с Песни об иве.

И тут последовала сцена, которая очень походила на комический эпизод из фильмов Чарли Чаплина, но в тот момент рисковала вылиться в непоправимую катастрофу. Однако всё обернулось самым благоприятным образом для карьеры Ренаты Тебальди и превратилось в самый известный в её биографии анекдот.

Рената встала возле рояля лицом к Тосканини и начала петь. Темп аккомпаниатора не устроил Маэстро, и он принялся сам отбивать его ладонью. Рената быстро перестроилась. А пианист не сумел этого сделать, поскольку сидел спиной к Тосканини и не видел его.

Возникло явное расхождение пения и аккомпанемента. Пианист, слыша, что певица сбилась с темпа, стал делать ей отчаянные знаки головой и глазами, а она в свою очередь тоже мимикой пыталась объяснить ему, что нужно изменить темп.

Наконец аккомпаниатор догадался, что тут что-то не так. Он повернулся к Тосканини, всё понял и толчками подвинул рояль так, чтобы видеть Маэстро, стараясь в то же время следовать за Тебальди. Она же невозмутимо продолжала петь в темпе Тосканини. Господу богу было угодно, чтобы они добрались до конца.

Наступило гробовое молчание.

Тосканини повернулся к Вальтеру и попросил его взять Тебальди на заметку. Потом обратился к ней с теперь уже знаменитыми словами:

— Молодец! Молодец!

Возле красного зала ожидал исхода прослушивания маэстро Джузеппе Дель Кампо. В то время уже парализованный, он передвигался в коляске, однако продолжал работать как маэстро-репетитор. Это он помог Ренате дебютировать в Ровиго и первый узнал, что Тосканини принял певицу в Ла Скала.

Домой, на виа Броджи, Рената возвращалась на трамвае. А ей хотелось лететь. Теперь она прекрасно понимала, что выдержала своё первое, самое трудное испытание в жизни и нужно спешить к матери, всё это время молившейся за неё, и сообщить радостную весть.

Через два дня секретарь театра Ольдани известил Ренату, что Маэстро Тосканини выбрал её для концерта, который состоится в театре Ла Скала по случаю его восстановления и открытия. Тебальди должна петь Молитву из Моисея Россини, а также сольную партию в Те Deum из Реквиема Верди. В этой партии есть одно место, когда сопрано должна подхватить ноту, исполненную трубой. Оно помечено как "голос ангела, доносящийся с неба".

Хор театра Ла Скала стоял на ступеньках, Рената перед ним. На репетиции сцену повторяли снова и снова, но Тосканини оставался недоволен. И наконец решил, что певица должна стоять на самой верхней ступеньке, возвышаясь над хором.

— Я хочу, чтобы этот ангельский голос действительно доносился словно с небес! — сказал он. Так родилась слава "ангельского голоса" Тебальди, очень скоро ставшая легендарной».


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова