Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Эстафету подхватил Де Сабата

Глава №57 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Тосканини уехал в Нью-Йорк руководить филармоническим оркестром. Он ушёл из театра, ушёл надолго, но остались его традиции: бережное отношение к творению композитора, уважение к каждой ноте, спетой соло или в ансамбле, органичное соединение музыки, слова и действия в опере, подчинение всех компонентов спектакля художественной идее, высокий гуманизм, а главное — подвижническая любовь к искусству.

С уходом Тосканини давление фашистов на "Ла Скала" усилилось. Декретом 1929 года права "Автономного общества" урезали, совет руководителей театра распустили. Специально приставленный фашистский "надсмотрщик" сенатор Борлетти контролировал деятельность "Ла Скала". Он назначал генерального директора, вмешивался в составление репертуара, наблюдал за постановкой спектаклей, распоряжался финансами. А в феврале 1936 года правительство предписало театру утверждать репертуар в Министерстве печати и пропаганды. "Ла Скала" лишился даже видимости самостоятельности.

После Тосканини художественное руководство перешло к выдающемуся итальянскому дирижёру Витторио де Сабата. Он подхватил эстафету, оставленную великим маэстро.

Миланский театр по-прежнему, несмотря ни на что, оставался "меккой" для певцов, хотя с уходом Тосканини уровень вокального мастерства снизился. Правда, на общем фоне, словно яркие кометы, появлялись и выдающиеся певцы с "золотыми голосами".

Ещё блистали вокалисты, воспитанные Тосканини, — поэтичная Тоти Даль Монте, могучий Аурелиано Пертиле, легендарный Карло Галеффи, великий Мариано Стабиле, замечательные певцы Бенвенуто Франчи, Джильда Далла Рицца, Танкреди Пазеро, Луиджи Росси-Морелли, Эльвира Казацца. Именно в этот период зенита славы достигли Мафальда Фаверо, Лина Бруна Раиза и Эбе Стиньяни. В "Ла Скала" возвратились Джакомо Лаури-Вольпи, Джузеппе Де Лука, Тито Скипа, Эцио Пинца. Гастролировал здесь и Фёдор Шаляпин.

Спустя 14 лет в Милан вернулся из США Беньямино Джильи. Теперь уже поистине певец-легенда, наследник Карузо. Его голос с чарующим звуком, звонкий и сильный, удивительно красивого тембра, изумительно тонкое и умное исполнение, богатый репертуар выдвинули артиста в число первых теноров мира.

Выступления в "Ла Скала" Беньямино Джильи начал 29 декабря 1932 года в опере Андре Шенье Джордано. Привыкший к шумным успехам за океаном, он тем не менее волновался, как дебютант.

–– С тревогой заметил я, — признавался Джильи, — что нервозность моя сказывается на голосе. Провалиться теперь в "Ла Скала"! Как это было бы ужасно! Я сделал последнее усилие и в IV акте старался петь как можно лучше. Публику я завоевал наконец только после арии Как прекрасен солнечный день. Но я вырвал эту победу лишь в самую последнюю минуту.

Успех Джильи рос от спектакля к спектаклю В 1932 и 1933 годах он выступил в Милане ещё 15 раз в Риголетто, Тоске, Андре Шенье. Замечательный тенор пел во многих театрах Италии, успел выпустить сотни пластинок, снялся в десятках музыкальных фильмов. Его работоспосоюность потрясала. Он часто солировал и в "Ла Скала".

В эти годы в театре происходил естественный, но трудный процесс смены поколений. Появлялись новые певцы, которые старались достойно перенять эстафету от престарелых артистов. Это тенора Джузеппе Луго, Джованни Малипьеро, Франческо Маркато, Альдо Тафуро, Роберто Батталья, баритоны и басы Марио Базиола, Армандо Борджоли, Джованни Ингиллери, Джакомо Ваги, Андреа Монджелли.

Однако общий кризис оперы в Италии, начавшийся в годы правления фашистов, привёл к тому, что новые мужские голоса не смогли достичь уровня певцов "золотой эпохи" Тосканини. Более привлекательными оказались женские голоса — Мария Канилья, с её звонким, серебристым звуком и удивительной лёгкостью вокализации; Джанна Педерцини, огненно страстная певица и артистка; блистательная Джина Чинья; Личия Альбанези, одна из самых нежных и умных певиц. Их пение покоряло знатоков и любителей оперы в Италии и других странах.

Муссолини считал себя преемником римских императоров, мечтал возродить былое могущество италийского государства, но для этого не имелось ни достаточной экономической базы, ни идей, которые смогли бы воодушевить нацию.

Вождь чернорубашечников большие надежды возлагал на искусство. Он бросил лозунг: "Нам нужен массовый театр — театр на 20 тысяч зрителей!". И его подручные принялись устраивать пышные празднества, факельные шествия, помпезные спектакли, которые, по их мнению, помогали возвеличить фашистский режим, показывали возросшее благосостояние государства. Дуче покровительствовал итальянской опере, не жалел средств на постановки. Широко рекламировались оперные спектакли на аренах античных театров. Приглашались знаменитые певцы со всего мира, оркестр насчитывал не одну сотню пультов, огромный хор, масса статистов, табуны лошадей, даже слоны участвовали в постановках.

Любопытное описание одного из таких спектаклей 1932 года оставил в своих "Воспоминаниях" Беньямино Джильи:

«Две тысячи артистов и солистов пригласили на постановку Африканки, пятнадцать ассистентов режиссёра работали за сценой, решая сложнейшую задачу управления массой статистов, которые находились на огромнейшей арене амфитеатра.

Внимание к оформлению спектакля оказалось таким большим, что певцы, по-моему, оказались просто приложением к нему. Шумным потоком с барабанным грохотом лился на роскошный тропический лес настоящий дождь. Но самое главное, конечно, это корабль и его крушение. Судно раскалывалось пополам, но всё равно неистово неслось по бутафорскому океану в полном разногласии с ветром и волнами, не говоря уже о музыке».

Пышность и грандиозность зрелищ, которые насаждал Муссолини в опере, стала обязательной для всех театров Италии, а тем более для "Ла Скала". Миланскому театру тоже пришлось отмечать фашистские праздники гала-спектаклями. Основной режиссёр "Ла Скала" Джоаккино Форцано сделался главным постановщиком массовых зрелищ.

Фашисты прилагали немало усилий, чтобы даже классиков превратить в своих союзников. Из героической итальянской оперы они старались вытравить свободолюбивый дух, поставить в центр сильную личность, для которой существует единая цель — борьба за власть.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова