Грандиозное турне

Глава №35 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Пока в "Ла Скала" шло восстановление здания и проводилась реконструкция сцены, Тосканини отправился со вновь созданным оркестром в грандиозное турне: оно длилось 220 дней и проходило на двух континентах. Это получились поистине беспримерные по масштабам гастроли. Каждый день либо концерт, либо несколько часов в пути, и всякий раз по прибытии на новое место — репетиции в неизвестном зале.

98 музыкантов, различные по возрасту и состоянию здоровья, темпераментные и вспыльчивые, как большинство итальянцев, в течение семи с лишним месяцев, едва сойдя с поезда, надевали фраки, брали в руки инструменты и выходили играть перед незнакомыми слушателями с совершенно разной программой. И ни усталость, ни болезнь, ни плохое настроение не давали права на скидку — играть всегда следовало блестяще.

Начались концерты 20 октября 1920 года в Милане, чтобы познакомить город с новым составом оркестра "Ла Скала". 16 вечеров они выступали в миланской консерватории, в "Театро дель Пополо" и на открытых площадках. А в ноябре Тосканини с оркестром отправился в поездку по Северной и Центральной Италии. 24 города посетили они за один месяц.

В Риме в театре "Аугустео" Тосканини дирижировал двумя концертами. На одном из них во время исполнения Седьмой симфонии Бетховена погас свет — забастовали осветители. Дирижёр, не сомневаясь в сыгранности музыкантов, продолжал исполнение почти в полной темноте. 30 ноября 1920 года в Триесте оркестр сел на теплоход "Президент Вильсон" и отправился за океан. 14 декабря музыканты прибыли в Нью-Йорк.

Через неделю по плану гастролей Тосканини с оркестром оказался в Кэмдене (возле Филадельфии), где находилась одна из американских граммофонных фирм. И тут маэстро впервые соприкоснулся с грамзаписью. Это оказалось испытание, о котором Тосканини вспоминал всю жизнь.

Необходимость подчиняться каким-то иным требованиям, кроме законов искусства, необычайно тяготила его. Он привык быть за пультом полновластным творцом, а тут следовало по команде техников останавливать оркестр в самых неподходящих местах, делать дубли, располагать инструменты непривычно ― иначе звук не "ляжет" на микрофон ― рассекать пьесу на короткие кусочки, чтобы уложиться в строгий хронометраж и пр. и пр. К тому же качество записей оказывалось весьма посредственным.

Тосканини считал, что совершает преступление перед искусством.

–– Не говорите мне о пластинках, ― пожаловался как-то дирижёр в одной из частных бесед. ― Это мука. Работаешь, работаешь ― думаешь, что всё хорошо. А послушаешь –– и за голову хватаешься!

В первые годы возникновения грамзаписи Тосканини враждебно относился к этой технической новинке: он не обнаруживал никакого сходства между звуком граммофонным, механическим, и настоящим, звучащим во время живого исполнения.

Понадобились большие усилия поклонников Тосканини, понимавших, сколь важно передать последующим поколениям полную картину его творчества, чтобы маэстро в конце концов уступил и согласился на запись. И теперь, спустя многие годы, мы можем наслаждаться искусством великого дирижёра.

Немецкий музыкальный критик Вилли Райх так вспоминал о первых записях Тосканини:

«Впервые Тосканини записывался на пластинки в 1920 году во время турне с оркестром "Ла Скала" по Америке. Ему исполнилось тогда 53 года, и 34 из них он дирижировал оркестром. Если учесть, что маэстро закончил свою деятельность в 1954 году, то первые записи он сделал как раз в середине своей долгой карьеры.

Первые произведения, запечатлённые на пластинки с помощью примитивной "трубы", — это Менуэт из Симфонии си-бемоль мажор Моцарта и Отважная Винченцо Галилея (отца знаменитого физика и астронома эпохи Возрождения) в переложении для оркестра Респиги. Тогда же записали на шестнадцати односторонних пластинках симфонические номера и сцены из опер Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Мендельсона, Доницетти, Бизе, Массне, Вольфа-Феррари и Пиццетти.

Современная техника звукозаписи вытеснила эти пластинки с рынка, поэтому сейчас их очень трудно найти. Но что действительно изумляет при сравнении первых записей с последующими — общий интерпретаторский почерк: лишь самые незначительные изменения появились в записи тех же произведений, сделанных значительно позже. Однако разницу в окраске звука мы определить не можем, так как слишком велико расстояние, пройденное техникой звукозаписи».

28 декабря 1920 года Тосканини впервые выступил с оркестром "Ла Скала" в Нью-Йорке в зале театра "Метрополитен". Теперь он приехал сюда как гость.

Его исполнение настолько ошеломило публику, что даже дамы и господа из "золотой подковы" (так назывались ложи, абонированные миллионерами), обычно бесстрастные и надменные, встали со своих мест и аплодировали, как писали газеты, "с горячностью клаки".

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова