Кончина Верди

Глава №22 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

В 1900 году престарелый Верди жил в Милане. Тосканини старался, как только представлялась возможность, посетить великого композитора.

В то время внимание слушателей и музыкантов обращалось прежде всего к романтическим произведениям Вагнера, и сочинения Верди оказались словно отодвинутыми на второй план.

«Тосканини принадлежит заслуга, – подчёркивал музыкальный критик Руппель, – что он представил Верди как ещё одного великого драматического композитора XIX века… Впрочем, в Италии в этом не было особой необходимости, поскольку Верди считался здесь национальным гением и как таковой прославлялся ещё при жизни.

Следовало только очистить исполнение его опер от плохих традиций. Именно Тосканини мы обязаны прежде всего тем, что во всех других странах последователи Вагнера сумели оценить и отдать должное достоинствам вердиевской оперы».

Дирижёр готовил к исполнению его Четыре духовные пьесы. Последний раз он навестил Верди дней за десять до его смерти. Композитор интересовался постановкой в "Ла Скала" оперы Масканьи Маски. Он спросил, как его коллега создал музыкальный образ Тартальи. Как известно, Тарталья — заика.

— Очень просто, — ответил Тосканини, — он заставляет его петь, заикаясь... Вот так... — И дирижёр пропел фразу Тартальи. Верди рассмеялся.

— Любопытно, — заметил он, — но заики, когда начинают петь, обычно перестают заикаться… Верди выглядел очень изнурённым болезнью. В беседе путал слова, забывался, Тосканини покинул его дом с недобрым предчувствием.

Вскоре Верди сразил апоплексический удар. Через несколько дней, 27 января 1901 года, не приходя в сознание, композитор скончался. Вся Италия оделась в траур. Театр "Ла Скала" прекратил спектакли.

1 февраля 1901 года Тосканини дирижировал в театре прощальным концертом памяти Верди. В скорбно притихшем зале прозвучали мелодии из его опер: Набукко, Ломбардцы, Риголетто, Травиата, Сицилийская вечерня, Бал-маскарад. В концерте приняли участие Энрико Карузо и Франческо Таманьо. Весь сбор пошёл в фонд сооружения памятника композитору в Милане.

Спустя месяц прах Джузеппе Верди и прах его жены, певицы Джузеппины Стреппони, умершей раньше, перевезли по улицам Милана в капеллу Дома для престарелых музыкантов, построенного по желанию композитора и на его средства. Он завещал похоронить себя именно в этом месте. Огромные толпы народа провожали великого композитора в последний путь. Его хоронили как национального героя.

Тосканини дирижировал оркестром и хором (900 человек), которые сопровождали траурный кортеж. Над Миланом мощно разносилась мелодия гимна, написанного Верди во времена Рисорджименто: Va pensiero sull'ali dorate… (Лети же, мысль, на крыльях золотых... (итал.).)

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова