Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Во главе «Ла Скала»

Глава №16 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

В разгар туринского сезона Тосканини предложили наконец пост художественного руководителя и главного дирижёра "Ла Скала". Многие уже давно предсказывали ему это назначение: первый театр Италии не мог обойтись без маэстро, который уже приобрёл славу первого итальянского дирижёра. Решающую роль в приглашении сыграл Арриго Бойто. По поручению Верди он следил за всеми постановками Отелло и Фальстафа (Бойто — автор либретто этих опер).

Спектакли и концерты в Турине, руководимые Тосканини, произвели на композитора неизгладимое впечатление. Необыкновенный дирижёр как бы перебросил мост между оркестром и сценой, связав их единым стремлением к музыкальной и драматической слитности, к художественной цельности спектакля.

Бойто оценил тщательность в отделке каждой детали, предельное внимание к партитуре, строгую дисциплину во время исполнения.

Театром "Ла Скала" управляли тогда три человека: герцог Гвидо Висконти, генеральный директор Джулио Гатти-Казацца (молодой инженер, только что назначенный на этот пост) и маэстро Арриго Бойто.

По словам зарубежных биографов Тосканини, «это три замечательных человека, но герцог едва знал в музыке семь нот, Бойто испытывал мистический ужас перед ответственностью, а Гатти-Казацца — прекрасный организатор — начисто лишён гениальности. Втроём они никогда не сумели бы пойти дальше честного, правильного, но ординарного административного управления. Тосканини оказался среди них тем творческим элементом, который мог придать смеси силу взрывчатки».

Знаменитый миланский театр в те времена терял свой престиж. Гатти-Казацца вспоминал впоследствии:

«От оперных спектаклей пришлось отказаться, средств и субсидий нехватало на самые необходимые расходы. В театре не было ни хора, ни балета, ни оркестра, ни балетной школы. Отсутствовали и декорации, и декораторы. Всё предстояло создавать с самого начала. Издательства держались в стороне, газеты тоже не очень дружелюбно относились к проблеме. Бухгалтерские документы о доходах и расходах театра за последние годы, исчезли: прежние импресарио забрали с собой все бумаги, до последнего листка. При таком беспорядке уже не оставалось времени на подготовку сезона».

Тосканини отлично знал положение в "Ла Скала", но всё же согласился взять на себя художественное руководство. Его натура бойца радовалась возможности начать всё заново. Ему предоставили полную и абсолютную свободу, какой до сих пор не обладал ни один дирижёр ни в каком театре Италии. Его мнение признавалось неоспоримым — и в отборе репертуара, и в формировании оркестра, и в приглашении солистов.

Все стороны жизни театра подпадали под его контроль. Он один мог определять число репетиций и единолично решать, готов ли спектакль. Он установил правило: в театре обязательно постоянное восхождение, недопустимы остановки, а тем более скольжение вниз. Вспоминая впоследствии различные оперные театры трёх континентов, в которых ему доводилось работать, Тосканини всегда с особой теплотой говорил о "Ла Скала". Ему пришлось пережить здесь и радость счастливых премьер и горькое разочарование, порой доходившее до отчаяния. Тосканини пришёл в "Ла Скала" уже сложившимся дирижёром. Для многих мастеров достижение такого высокого поста означало бы возможность успокоиться, если не почивать на лаврах. Но молодой маэстро принялся за работу с ещё большей энергией.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова