Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Двадцать пять миллионов слушателей

Глава №100 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Радиоспектакль Бал-маскарад прошёл с огромным подъёмом. После него маэстро устроил для участников ужин в отдельном зале фешенебельного ресторана. Он сиял от удовольствия, утверждая, что вовсе не устал, и доставил гостям много радостных минут своими рассказами историй и анекдотов. Те из певцов, кто обладал даром подражания, забавляли его, пародируя знаменитых музыкантов, в том числе и самого Тосканини.

Опера запечатлена на пластинках. По исполнению она стоит в одном ряду с двумя другими шедеврами Тосканини, дошедшими до нас в записи, — с Отелло и Фальстафом.

Несмотря на старость и обострение болезни, жизнь Тосканини протекала по привычным нормам –– между зданием Радио-сити около 50-й авеню в самом центре района небоскрёбов в Нью-Йорке и виллой "Паолина" в Ривердейле, окружённой просторным садом.

«Радио там почти всегда включено, –– сообщал в газете "Коррьере делла сера" Уго Стиле. ― Маэстро распорядился установить репродуктор в большом холле внизу. При входе сразу же создаётся впечатление, будто попадаешь в царство музыки. Маэстро и в самом деле слушает все музыкальные программы, внимательно следит по радио за успехами оркестров Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Цинциннати и других городов Соединённых Штатов.

Во всём остальном жизнь его течёт размеренно. Нью-Йорк не повлиял на непритязательность в еде, но пища должна быть обязательно итальянская. Он может произнести тираду против обжорства: "Не могу понять, почему люди так много едят. Нет. Для меня –– иногда немного супа –– minestrone (из риса и овощей), хлеба и grissini ("соломка"). На завтрак. И всё. Я предпочёл бы вообще никогда не есть!"

Встаёт маэстро обычно в половине седьмого утра, в каком бы часу ни лёг спать накануне. Кроме новых партитур и нот в дом Тосканини постоянно поступают книги. Когда маэстро не занимается музыкой, можно с уверенностью утверждать, что он читает. И здесь круг интересов Тосканини широк. Это свидетельствует о его постоянном интересе к новому. Ничто из свежих публикаций на музыкальные темы не ускользает от внимания маэстро. Он хочет, естественно, быть в курсе того, что появляется и в современной итальянской литературе.

В "ЭнБиСи" Тосканини дирижирует раз в неделю, в воскресенье. Статистика утверждает, что число радиоприёмников, настроенных на его программу, равно в среднем десяти миллионам, то есть её принимает половина слушателей Америки (от двадцати пяти до тридцати пяти миллионов). Несомненно аудитория эта самая большая в мире, какую когда-либо имела симфоническая музыка в своей истории».


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова