Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Это походило на чудо

Глава №2 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Другой страстью маленького Артуро стала музыка. Он жадно прислушивался к мелодиям, звучавшим вокруг на улицах города; словно зачарованный, сидел рядом с отцом, когда тот, штопая чьи-то панталоны, напевал знаменитые арии из опер, усвоенные на галёрке театра (Клаудио, как и все жители Пармы, был постоянным посетителем театра "Реджо" и, конечно, строгим музыкальным ценителем).

Самыми радостными воспоминаниями детства остались для Артуро небольшие домашние праздники, когда отец и его друзья собирались на кухне и, потягивая вино, распевали народные песни, гимны, арии и ансамбли из опер.

Устроившись в углу, возле плиты, мальчик с блестящими от возбуждения глазами впитывал в себя мелодии. Сам он никогда не присоединялся к хору. Возможно, стеснялся своего голоса, который от постоянных приступов кашля стал глухим и надтреснутым.

Артуро знал арии и ансамбли из многих опер задолго до того, как научился читать ноты и побывал в зале оперного театра. Музыка заученная, так сказать, из вторых рук, нередко искажалась, о чём Артуро, конечно, и не подозревал. Поэтому когда его впервые повели на галёрку Пармского театра послушать Бал-маскарад Верди, он просто ужаснулся, обнаружив, что тенор спел одну арию совсем по-другому, не так, как слышал её прежде.

– Нет, нет! Вы ошиблись! – закричал он артисту на сцене, сложив ладошки рупором. – Надо вот как…

И ребёнок пропел мелодию со всеми ошибками, заученными дома.

Любил он и церковную музыку, которая возносилась к небу и заставляла хотя бы на время забывать о земной суете.

Стройное звучание хора, поддержанное органом, рождало в душе мальчика поистине самые добрые чувства: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение", — хотелось петь вместе с ангелочками, порхающими на лёгких крылышках по фрескам, украшающим стены храма.

Мальчику даже не хотелось покидать церковь по окончании мессы. А в голове продолжали звучать мелодии Stabat mater, Ave Maria, духовные сочинения древних и новых композиторов. И хотелось научиться играть на всех инструментах, какие звучали в оркестрах собора.

Восьми лет Артуро пошёл в школу. Учительница, синьора Вернони, обнаружила, что у мальчика исключительная память. Прочитав стихи всего один раз, он тотчас запоминал их.

Однажды Артуро попал к учительнице, домой. Увидев пианино, он подсел к нему и начал перебирать клавиши. И вдруг под его руками ожили мелодии, услышанные от отца и в церкви. Это походило на чудо, ведь до сих пор он ни разу в жизни не притрагивался к клавиатуре. У него дома и в помине не было никаких музыкальных инструментов, а тем более фортепиано.

Синьора Вернони, женщина умная и отзывчивая, стала бесплатно заниматься музыкой с Артуро. После второго учебного года в обычной школе она посоветовала родителям определить мальчика в Пармскую консерваторию (Королевскую музыкальную школу). И ей пришлось потратить немало усилий, чтобы уговорить их.

Отец считал, что хороший портной – гораздо лучше, чем бедный музыкант. Ведь мальчик уже довольно ловко переносил выкройку на материал. Однако перспектива избавиться от лишнего рта (у Артуро имелись ещё две сестрёнки) решила семейный спор в пользу музыки –– ученики консерватории жили на полном пансионе, а наиболее способные даже получали стипендию.

Синьора Вернони понимала, что знаний, полученных у неё, недостаточно, чтобы сдать вступительные экзамены в консерваторию, и посоветовала обратиться за помощью к профессиональному музыканту.

Это оказался трубач, некий Бонини. Он дал мальчику несколько уроков. Но выяснилось, что сам он на рояле играет неважно. И только врождённая музыкальность и большая начитанность позволили Артуро добиться значительных успехов. Он благополучно сдал вступительные экзамены.

Девять лет — с осени 1876 по лето 1885 года — Артуро Тосканини обучался в консерватории, которая будет впоследствии носить имя композитора Арриго Бойто. Мальчика взял в свой класс виолончели маэстро Карини. Класс этот считался самым серьёзным и уважаемым в школе, учиться в нём считалось почётным, хотя Артуро охотнее занимался бы игрой на рояле (что и делал постоянно — во внеурочное время).

Когда говорят "консерватория", имеют в виду учебное заведение, где готовят музыкантов. В наши дни это совершенно справедливо, но прежде большинство музыкальных академий в Европе, в том числе и Пармская Королевская консерватория, скорее напоминали военные училища. Студенты носили мундиры и жили в кельях, словно в казарме.

В консерватории, где учился Артуро, существовал почти монастырский режим. Работали до изнеможения, питались плохо и однообразно, прежде всего –– рыбой. Впоследствии Тосканини испытывал сильное отвращение к рыбным блюдам.

Мясо полагалось не больше двух раз в неделю. Каждому учащемуся выдавали бирку, по которой он мог получить порцию мясного. Юный Тосканини, вообще не видевший мяса в родительском доме, нашёл более разумный способ использовать своё право на мясное блюдо. Он продавал свою порцию тем, кто особенно страдал от почти полного отсутствия мяса, а на вырученные деньги покупал ноты, каких не мог найти в консерваторской библиотеке: на ноты аппетит у него был поистине неукротимый.

Тосканини не испытывал особенных житейских трудностей в консерватории –– он уже привык с малых лет к нужде и лишениям. Возможность учиться музыке искупала всё. Фанатическая преданность искусству позволила ему за годы учёбы узнать гораздо больше других учеников.

Кроме того, он изучал историю, литературу, математику (не очень успешно). И самостоятельно осваивал иностранные языки.

Обычно он заканчивал приготовление заданий раньше положенного срока. Освободившиеся часы использовал для занятий на разных инструментах и чтения нот.

Тосканини выкраивал время на то, чтобы переписывать оперы, сонаты, симфонии. Он делал их переложения для маленького оркестра, который ему удалось собрать из своих сверстников.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова