Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Тема

12.01.2011 в 17:47.

Что означает это слово, без сомнения, знают все. Каждый день в школе вы слышите: «Тема сегодняшнего урока...», «К следующему разу повторите темы...», «Тема сочинения, которое вы будете писать...» А в музыке термин «тема» приобретает иное значение. Там вы можете услышать: «Тема вражды...», «Главная тема первой части...», «Основная тема финала...», «Тема Снегурочки...». Какой же смысл вкладывается в этот музыкальный термин?

Тема в музыке - это как бы герой музыкального произведения, его действующее лицо. С точки зрения музыкальной «технологии» это построение, способное явиться основанием для разработки. Поэтому композиторы стремятся сочинять темы, яркие по характеру, выразительные, запоминающиеся. Есть такие формы музыкальных произведений, в которых используется всего одна тема. Так бывает, например, в фуге (если это обычная, а не двойная или тройная фуга - в тех, соответственно, две и три темы), в вариациях. Чаще их несколько. Например, в первой части сонаты или симфонии есть главная и побочная партии, в каждой из которой действует самостоятельная тема, а иногда и не одна (об этом можно прочесть в рассказе о сонате). В следующих частях симфонии тоже по нескольку тем - по две или три, а в финале может быть гораздо больше.

Темы могут быть протяженными, развернутыми, могут быть и краткими, лаконичными. Но во всяком случае тема должна быть относительно законченным построением. Иногда понятие темы совпадает с понятием лейтмотива. Именно в этом смысле говорится обычно: «Тема любви...», «Тема борьбы за счастье», «Тема кольца нибелунга».

Л. В. Михеева


Как и во всех художественных произведениях, тема в широком смысле - это прежде всего главная мысль, явление, которое раскрывается образами данного музыкального сочинения. Однако в музыке тема имеет и конкретный вид чисто музыкального, звукового построения, которое концентрирует в себе главный образ произведения. Впрочем, тем может быть несколько, и все они так же важны, как персонажи литературно-драматического произведения.

Может возникнуть вопрос: чем тема отличается от другой музыки? Она отличается яркостью и значительностью своих интонаций (гармонии, ритма, тембра). Кроме того, в более или менее крупных композициях она никогда не появляется единожды. В измененном или в полном виде тема обязательно звучит еще, уже в новом контексте, в новых музыкальных "обстоятельствах".

М. Г. Рыцарева


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова